Елена Зеленская
Понятие словарной работы или лексическое развитие детей в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие словарной работы или лексическое развитие детей в игровой деятельности
Слайд 1 Цели и задачи речевого воспитания.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила русского языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Публикация «Понятие словарной работы или лексическое развитие детей в игровой деятельности» размещена в разделах
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей : на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Слайд 2
Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения
Слайд 3 Методические приё мы делятся на три основные группы:
1. Словесные приёмы : речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.
2. Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.
3. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Слайд 4. Для формирования словаря для детей дошкольного возраста используют группы методов одна из них это непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря :
- рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии.
И опосредованного ознакомления с окружающим : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов.
Слайд 5. Ещё есть группа методов, которая используется для закрепления и активизации словаря :
- рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения
Слайд 6. Мнемотаблицы и упражнения используют для обогащения и развитие словаря. Дидактические и настольно-печатные игры закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов. Упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
- Предметные картинки по лексическим темам.
-Подборка (картотека) игр по каждой лексической теме.
- Альбомы с предметными картинками.
- Демонстрационный материал
Слайд 7
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Дети учатся, опираясь на имеющиеся представлениях о предметах, углублять знания о них; описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия
Слайд 8. Сюжетно – ролевые игры.
У ребенка совершенствуется диалоговая речь, возникает потребность в связной монологической речи.
В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь,
Слайд 9. В играх на производственные темы – профессиональная лексика;
в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Слайд 10 Игры-драматизации
Способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно - речевой деятельности.
Слайд 11 Подвижные игры
Оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.
Слайд 12. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов дошкольного образования.