МААМ-картинки

Методическое сопровождение повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов по формированию патриотизма

Людмила Кудряшова
Методическое сопровождение повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов по формированию патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое сопровождение повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М. И. Богомоловой, К. Ю. Белой, Н. Ф. Виноградовой, О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, М. Новицкой и др.

Темочки:

Исследования воспитания любви к родному городу Н. В. Алёшиной, И. Рыбаловой, Г. Корняевой основаны на принципах патриотического воспитания.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Проблема формирования патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются основы чувства патриотизма.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов, т. к. нравственно-патриотические качества у ребёнка не могут возникнуть путём естественного «созревания».

К современным подходам в повышении компетентности педагогов относится методическая работа в ДОУ, или точнее система работы по формированию основ гражданственности и патриотизма, которая предполагает активное взаимодействие ДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного методического сопровождения по повышения профессиональной компетентности педагогов

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной педагогической компетентности воспитателей в вопросе формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников мною были рассмотрены такие ключевые понятия, как Компетентность, Профессиональная компетентность, Методическое сопровождение, Педсовет Патриотизм.

Как отмечает В. В. Путин, в России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент -это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Важным выступает становление обновленной системы патриотического развития, формулирование новых задач и повышение эффективности его методов и форм.

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства, что говорит о важности и необходимости в настоящее время специальной работы в дошкольной образовательной организации.

Отметим, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов. В настоящее время профессиональная компетентность педагога служит условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию в ДОО

Исходя из этого, была выдвинута цель дальнейшей нашей работы: Осуществление методического сопровождения повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ в вопросе формирования основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

1. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами и методами в формировании основ гражданственности и патриотизма у дошкольников;

2. Создание условий для повышения педагогической активности и инициативы, раскрытие потенциала педагогов в реализации задач по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста ;

3. Способствовать развитию у педагогов мотивации к самосовершенствованию, профессиональному росту, самореализации;

4. Развитие индивидуального опыта педагога в вопросе организации собственной деятельности по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста;

Поэтому ведущая педагогическая идея нашей работы: Обогащение методической работы активными формами взаимодействия приводит к повышению профессионально-педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:

• Подготовительный этап

Анализ профессиональных дефицитов педагогов в вопросе по формированию основ гражданственности и патриотизма у дошкольников

Анализ развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для организации формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников.

Изучение методической литературы и выбор УМК по формированию основ гражданственности и патриотизма у дошкольников.

• Практический этап

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников через разнообразные форм работы по методическому сопровождению

Создание предметно-развивающей среды в группах для ознакомления дошкольников с родным краем

Построение партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников, с объектами социума путём объединения усилий для воспитания патриотических качеств детей

• Результативный этап

Итоговая диагностика профессиональных дефицитов педагогов в вопросе по формированию основ гражданственности и патриотизма у дошкольников

Курсовая подготовка педагогов по формированию основ гражданственности и патриотизма у дошкольников

На подготовительном этапе мною было проведено исследование профессиональная компетентность

На первом этапе работы исследование показало что педагоги недостаточно компетентны и информированы в данной области, слабо ориентируются в программно-методическом обеспечении по проблеме патриотического воспитания, взаимодействия между педагогами, родителями и социумом по данному вопросу не достаточно. Воспитатели не владеют современными технологиями и методиками по данному вопросу. У педагогов доу отсутствие мотивация в применении новых методов, подходов и технологий для достижения позитивного результата. Низкая методическая активность.

Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною следующие формы и методы для организации работы: педсоветы, семинары, консультации, методические недели, музейная педагогика и др.

Подводя итоги первого этапа работы, были выявлены следующие проблемы:

• Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу патриотического воспитания через ознакомление с родным краем.

• Трудности во взаимодействии между родителями, педагогами, социумом

• В уголках патриотического воспитания недостаточно материала по ознакомлению с родным краем.

Практический этап работы показал, что наиболее эффективными оказались следующие формы работы:

Педсовет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО»

Семинар «Актуальные вопросы патриотического воспитания»

Консультации: «Особенности патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем»; «Современные формы и методы патриотического воспитания дошкольников», «Семья – первая ступень патриотического воспитания»

Экскурсии педагогов в группы для обмена опытом

Ярмарка педагогических идей «Патриотическое воспитание детей в ДОО»

Семинар - практикум «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность», «Ознакомление с достопримечательностями города», «Составление памятки для проведения экскурсии по знаменательным местам города», «Методические рекомендации по составлению перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с включением краеведческого материала»

Мастер – классы «Русская изба», дидактические игры

Проведение семинара по теме «Актуальные вопросы патриотического воспитания», позволило педагогам более глубоко вникнуть в суть проблемы патриотического воспитания в ДОУ.

Для педагогов был разработан цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания через ознакомление с родным краем. Их темы и содержание продиктованы задачами по патриотическому воспитанию детей, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов.

С целью повышения педагогической компетентности педагогов проводились семинары-практикумы, которые имеют узкую направленность, экскурсии педагогов в группы для обмена опытом, где воспитатели делились опытом показывая занятия, опытом о создании уголка патриотического воспитания.

В практике нашего ДОУ проводятся «Методические недели», посвящённые открытым просмотрам педагогической деятельности с использованием современных форм и методов работы, мультимедийных средств. Педагоги демонстрируют свой опыт отличающийся оригинальностью и индивидуальностью. Открытые просмотры играют огромную роль в системе повышения профессиональной компетентности, позволяют педагогам увидеть свои недочёты и промахи учат анализировать воспитательно-образовательный процесс.

ООД «Символы России: русская береза и матрешка»

ООД «Знакомство с избой» (открыток занятие в 2 младшей группе)

Интерактивная игра «Природа моего края»

Беседа «Мой город – Дзержинск»

ООД «Растения моего края»

Д/И «Моя родина Россия»

Завершение методической недели стал Семинар практикум «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»

Индивидуальная и групповая работа с воспитателями в рамках методического сопровождения ориентирована на развитие компетенции педагогов, особенно молодых специалистов и решение профессиональных проблем и затруднений в вопросе формирования основ гражданственности и патриотизма дошкольников. Для молодых специалистов были проведены различные консультации, просмотр открытых занятий. В Доу работает фокус группа из педагогов стажистов, фокус группой разрабатывали вариативную чат ОП ДО. План работы с молодыми специалистами по данному вопросу. Проводили анализ РППС группы

Анализ среды групп показал, что недостаточно краеведческого материала в уголках патриотического воспитания, было принято решение о внедрении в педагогический процесс ДОУ технологии «музейной педагогики», которая в итоге предполагала создание групповых мини-музеев.

Была создана творческая группа, во главе со старшим воспитателем, в которую вошли опытные педагоги, разработан план методических мероприятий по внедрению данной технологии.

Семинары: «Что такое музейная педагогика. Использование в образовательном процессе ДОУ», «Патриотическое воспитание в системе музейной педагогики»

Практикум «Мини-музей в ДОУ. Рекомендации по организации»

Консультации: «Работа с родителями по формированию основ патриотизма у детей средствами музейной педагогики»

Деловая игра «Критерии к подбору методов и приёмов работы в групповых мини-музеях»

Мозговой штурм «Содержание группового мини-музея»

Смотр-конкурс мини-музеев

Разработка и защита педагогических проектов мини-музеев.

Педагогический совет «Использование музейной педагогики в формировании патриотических чувств у дошкольников».

В результате в каждой группе появился свой мини-музей: «Дзержинск мой любимый город», «Лента Времени», «Нижегородский кремль», «Растяпинские забавы»

Огромную помощь в создании мини-музеев в группах оказали родители воспитанников. Кроме того, краеведческий музей предоставил материалы об истории города.

Система работы по патриотическому воспитанию предполагает укрепление сетевого взаимодействия с объектами социума на основе единого планирования мероприятий, чётких, открытых связей и обмена информацией.

С целью обогащения знаний о родном крае было организованно посещение краеведческого музея г. Дзержинска, музея «Растяпиская забава», детской библиотека им. Гагарина

Ещё одним звеном в системе работы по патриотического воспитанию является семья, где начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных учреждениях.

Используются различные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, совместные мероприятия, опросы, наглядная агитация и пр.

3-й этап работы - результативный, главной целью которого является выявление эффективности проведённой работы по формированию основ гражданственности и патриотизму у дошкольников.

Исследование профессиональной компетентности педагогов в вопросе формирования основ гражданственности и патриотизма, показало

Увеличена доля педагогов имеющих опыт в работе и готовых им поделится и научится, Увеличена доля педагогов удовлетворенных системой методического сопровождения, наблюдается положительная динамика участия педагогов в представлении опыта педагогической деятельности через публикации, выступление на семинарах и вебинарах, проведение мастер-классов, увеличена доля педагогов, повышающих свой профессиональный уровень через самообразование. Созданы мини-музеи в группах по ознакомлению с родным краем. Внедрена технология «музейной педагогики», пополнина предметно-развивающую среду. Активизировано сетевое взаимодействие в рамках патриотического воспитания детей

Педагоги активно участвуют в мероприятиях различного уровня, проявляя творчество и инициативу

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Список литературы:

1. Федеральный закон об образовании в Российской федерации №273-ФЗ

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г №1155

3. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 25.11.2022г №1028

4. Изучение Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»

5. Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. : ТЦ «Сфера»,2015

6. Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ, - М. : ТЦСфера, 2012

7. Нечаев М. П., Романова Г. А. «Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО – М. : «Перспектива», 2015г.

8. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста– М. : Федеральный институт развития образования, 2014.

9. Предметно пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. – СПб., «Детство – пресс»,2007г.

10. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующий / под ред. Т. Н. Дороноваой, Н. А. Коротковой, М., ЗАО «Элти-Кудиц»

11. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в детском саду. - – М. :ТЦ Сфера, 2015

12. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. :ТЦ Сфера,1999. – 112 с.

13. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.

14. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

15. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

16. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.

17. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

18. Князева О. Л., Маханева М. Д. К54 Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

19. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

20. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

21. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

22. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов по формированию патриотизма
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 11:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое сопровождение повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов по формированию патриотизма» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кудряшова (УИ 185060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД