Анна Лабузова
Методы и приемы коррекции полевого поведения у учащихся с нарушением интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «Полевое поведение». Методы и приемы коррекции полевого поведения у учащихся с нарушением интеллектуального развития.
При полевом поведении человек руководствуется эмоциями, внешними стимулами, которые имеют случайный характер. В возрасте до трех лет такая реакция на окружающий мир является нормальной. Однако если она проявляется у ребенка старше трехлетнего возраста, это свидетельствует о недоразвитии эмоционально-волевой сферы.
Что такое полевое поведение
Публикация «Методы и приемы коррекции полевого поведения у учащихся с нарушением интеллектуального развития» размещена в разделах
По мнению психологов, полевое поведение говорит о развитии у ребенка таких патологий, как:
• нарушение произвольной регуляции;
• недостаточный уровень сознания;
• расстройство внимания и контроля.
Также полевое поведение — это клиническая характеристика детям с некоторыми отклонениями в развитии (нарушения речи, задержка психического развития, симптомокомплес расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Полевое поведение отрицательно влияет на процессы социальной адаптации. Малышу трудно выполнять групповые задания, играть со сверстниками. Вследствие данного нарушения возможны трудности с усвоением программы средней школы. Данная разновидность поведения возникает по следующим причинам:
• нарушения функционального созревания головного мозга;
• травмы, полученные во время и после родов;
• отклонения интеллектуальной и мыслительной сферы.
Указанные отклонения отрицательно влияют на способность учиться, усваивать новую информацию, понимать устную и письменную речь, обучаться письму и арифметике. Вот почему полевое поведение требует раннего выявления и коррекции.
Полевое поведение как симптом психических заболеваний
Если у малыша старше трех лет преобладает рассматриваемое нарушение, это говорит о несформированности волевой сферы. Оно появляется всегда при грубых задержках речевого и психоречевого развития, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, симптомокомплексе расстройства аутистического спектра Для ребенка с таким синдромом характерны высокая двигательная активность, ерзанье, суетливость. Сев за стол, он начинает перебирать все, что на нем находится. Малыш не может сидеть ровно. Такую патологическую гиперактивность следует отличать от высокой активности, характерной для холерического или сангвинического темперамента.
Дети, для которых характерно преобладание рассматриваемого поведенческого расстройства, всегда имеют трудности с адаптацией в коллективе. Они бывают агрессивными, не ощущают границ в межличностном общении. Дошкольники могут обращаться к педагогу на «ты». Практически в каждом случае у таких детей наблюдаются трудности с самоконтролем. Указанная психическая особенность может быть обусловлена:
• диспраксией (расстройство координации сложных движений);
• дислексией (нарушение способности к овладению чтению и письму);
• дисграфией (отклонение, ухудшающее овладение письменной речью);
• дискалькулией (неспособность к обучению арифметики);
• дисфазией развития (системное недоразвитие речи);
• заболеваниями вестибулярного аппарата;
• расстройством аутического спектра;
• повышенной тревожностью;
• синдромом Туретта (врожденное заболевание, проявляющееся в систематических и неконтролируемых тиках).
Коррекция проводится специалистами умеющими выявлять истинную причину нарушения и устранять ее. Это совместная работа медиков и коррекционных педагогов. Обратиться к ним нужно, как только обнаружены те или иные поведенческие расстройства. Корригировать их будет намного труднее, если родители, не единожды заметившие, что их ребенок проявляет нестандартное поведение, затянут визит к специалистам.
Особенности коррекции психического нарушения
Так как полевое поведение возможно при различных нарушениях развития необходима ранняя диагностика. Самые ранние признаки нарушения психомоторного развития заметны уже в трехмесячном возрасте. Обязательна консультация поведенческого невролога и нейропсихолога, в более старшем возрасте. Единой схемы исправления поведенческих нарушений не разработано.
Ребенок нуждается в коррекционных занятиях, развивающих эмоционально-волевую часть психики. Они проводятся с нейропсихологом. Родители также могут улучшить состояние ребенка дома, обеспечив ему соответствующую обстановку, выполняя несложные домашние задания нейропсихолога. В домашних условиях необходимо выполнять такие меры:
1. Создать стабильную обстановку. Не следует часто переставлять предметы: это мешает малышу сосредоточиться на волевых задачах.
2. Убрать лишние игрушки (следует оставить от 3 до 5 игрушек, которые можно время от времени менять).
3. Повторять действия после некоторых процедур (например, после того, как ребенок проснется, можно кружить его, формировать стереотипные бытовые ситуации.
При полевом поведении требуется комплексная коррекция, которую следует начинать возможно раньше. Коррекционные мероприятия проводятся поведенческим неврологом, нейропсихологом, при необходимости подключаются специалисты — дефектологи, логопеды, семейные психологом. Важно, чтобы команда специалистов составила план реабилитации.
Напомним, полевое поведение — термин, который был введен социальным психологом Куртом Цадеком Левином. Психолог считал, что человека окружает некое психологического поле и что все предметы в нем обладают валентностью. Предмет может притягивать человека (в таком случае говорят о положительной валентности) или же отталкивать (отрицательная валентность). О полевом поведении говорят, когда импульсивные ответы на внешние раздражители характеризуются низким уровнем произвольности, недостаточным самоконтролем, ориентацией субъекта на ситуативно значимые объекты.
В ходе проводимых экспериментов каждому пациенту исследовалась память. Однако перед этим его просили побыть несколько минут в комнате для ожидания. Здесь находились предметы: карандаши, колокольчик, книги на полках, занавески из необычного бисера. За всеми испытуемыми наблюдали через стекло Гизела (стекло, которое с одной стороны имеет зеркальное отражение). Психолога интересовало, чем будет заниматься человек, который остался один в комнате. Все испытуемые перелистывали книги, брали в руки разные предметы, а также звонили в колокольчик. В итоге К. Ц. Левин пришел к выводу о том, что когда человек не занят чем-то важным для него (скучает, его поведение становится ситуативно обусловленным или полевым.
Можно ли с этим что-то сделать?
У детей с особенностями развития полевое поведение часто вызвано недостаточной зрелостью лобных долей - они не могут удержать поведение ребёнка под контролем. В связи с этим, напрашивается вполне очевидный вывод - нужно развивать лобные доли, укрепляя их связи с другими структурами мозга, чтобы они лучше тормозили импульсивные побуждения.
Однако в случае с аутистами и алаликами родитель почти неизбежно наталкивается на огромное препятствие в виде того, что ребёнку это, мягко говоря, не надо. Он не слушает, не видит, ничего не усваивает.
В таких условиях в первую очередь стоит уменьшать влияние окружающей среды, которое усиливает полевое поведение. Нужно:
• Создать максимально обыденную обстановку
Лучше, чтобы дома ничего не менялось и не переставлялось. Любые изменения у таких детей провоцируют хаотичную беготню с целью изучения новья.
• Убрать из доступа ребёнка неограниченное количество игрушек.
Я много где писала этот совет, но повторюсь и здесь потому, что он прямо связан с полевым поведением. Если игрушек много, то много и "полей". Они все одновременно будут приманивать ребёнка и отвлекать друг от друга. В итоге вся игра уложится в 10-15 минут раскидывания барахла в разные стороны, а потом будет ор в духе "Не во что играть - развлеките меня кто-нибудь".
Если игрушек мало, они, соответственно, не так сильно отвлекают. Ребёнку легче собраться, детальнее их осмотреть и найти им применение посложнее. Сколько это "мало"? Для каждого ребёнка это число разное. Например, для моего сына в возрасте 1,5-2 лет адекватным было количество в 2-3 игрушки, поставленные подальше друг от друга.
• Придерживаться режима
Да, предсказуемость расписания тоже "гасит" хаотичное поведение. Из-за повторяемых из раза в раз примерно в одно и то же время действий, ребёнок учится следованию правилам и распорядку. Его поведение становится более спокойным и управляемым.
• Создавать ритуалы для занятий
У профессиональных педагогов часто занятия начинаются и заканчиваются определённым образом. Набор ритуалов у каждого свой, но, к примеру, вначале может быть массаж рук мячиком, а в конце какая-нибудь опредёлённая игра.
Такой способ помогает понимать ребёнку, что сейчас будут занятия или их завершение и настроить его на соответствующий лад, даже если он не понимает речь.
• Наблюдать и по возможности обращать себе на пользу даже негативные проявления
Список использованной литературы:
1. Захаренко А. С., Рокицкая Ю. А., Шепель Т. А., Платонова А. В., Гагина И. П., Тряскина И. П., Полякова Г. С., Шкилонцева О. В. ; «Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», методическое пособие - Челябинск : ЧГПУ, 2016.
2. Алексеева, В. В., Волков, А. А., Шаргородская, Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : Сб. материалов II Международной научнопрактической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. – М. : МГППУ,2013г.
3. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей /О. С. Никольская // Дефектология. — 1995. — № 2.
4. Богданова А. А. Детерминанты поведения школьников с недоразвитием интеллекта. / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Ялта, 2016.
5. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. / С. Ю. Бородулина. – Ростов: «Феникс», 2004.
6. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. / С. А. Кулаков. – СПб. : Стройлеспечать, 1996. – 63 с.
7. Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М. : Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с. 2003
8. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. – М. : Педагогика, 1988. – 168 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник. / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.