Оксана Александровна
Понятие о профессиональной компетентности педагога
▼ Скачать
Понятие о профессиональной компетентности педагога
.[/b]
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.
Публикация «Понятие о профессиональной компетентности педагога» размещена в разделах
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Основные компетентности обозначены в Законе об образовании РФ статья 46. «Право на занятие педагогической деятельностью», и в Профессиональном стандарте педагога.
СЛАЙД 2
Профессиональная компетентность педагога это качество действий педагога, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем, это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует профессионализм.
СЛАЙД 3
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
СЛАЙД 4
О профессионализме педагогов говорилось всегда. Если обратиться к учебнику по Педагогике Харламова Ивана Фёдоровича, то можно прочитать, как он описывает ступени профессионального роста педагога.
Ступени профессионального роста педагога : педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Педагогическая умелость – уровень профессионализма педагога, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет квалифицированно осуществлять обучение и воспитание воспитанников, умение использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.
Следующая ступень профессионального роста педагога. Педагогическое мастерство – От педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их допускаемых недочетов, ошибок и успехов детей.
Педагогическое творчество - характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
СЛАЙД 5
Остановимся более подробно на тех компетентностях, которые должны быть сформированы у педагога в соответствии с разработанным профессиональным стандартом, с региональными требованиями к аттестации педагога. Квалификация может быть описана как совокупность шести основных компетентностей :
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
СЛАЙД 6
1. Компетентность в области личностных качеств.
1.1. Эмпатийность и социорефлексия – способность ощущать радость или боль ребёнка, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса. Стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, умение видеть себя «глазами других»
1.2. Любить детей – это самое главное.
1.3. Педагогическая интуиция.
1.4. Широкая эрудиция.
1.5. Самоорганизованность – умение планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне быть дисциплинированным. Порядок в бумагах, на рабочем месте. Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.
1.6. Владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
1.7. Общая культура педагога – человек, обладающий широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы. Поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам. Он осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни. Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
Высказывания построены грамотно и доступны для понимания, высокая культура речи.
СЛАЙД7
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.
2.3. Умение вовлечь детей в процесс формулирования целей и задач
2.4. Умение описать способ достижения результата и объясненить требований к нему.
СЛАЙД 8
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации дошкольников.
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования воспитанников.
СЛАЙД 9
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
4.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу.
4.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.
4.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
СЛАЙД10
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности
5.1. Компетентность в методах преподавания.
5.2. Компетентность в предмете преподавания.
5.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
5.4. При подготовке к мероприятию использует дополнительные материалы (современные цифровые ресурсы, книги для самообразования, медиа-пособия и т. д.)
СЛАЙД11
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
6.1. Умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты.
6.2. Умение организовывать деятельность воспитанников по добыванию и применению знаний.
6.3. Грамотное педагогическое оценивание, которое направит развитие воспитанника от внешней оценки к самооценке.
СЛАЙД12
Требования к компетенциям диктует профессиональный стандарт педагога, который вступил в силу 1 января 2018 года.
Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.
Требования к педагогу регламентируются несколькими правовыми актами:
1. Закон об образовании ст. 48 «Обязанности и ответственность педработников», ст. 49 «Аттестация педагогических работников».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва
Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, и служащих. (Утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития 26.08.2010 г. (№ 761н) Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
СЛАЙД 13
Основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.
Эмпатийность - Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Рефлексия — это не просто знание или понимание педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (воспитанники, коллеги, родители) знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
(когнитивные представления – представление о самом себе, эмоциональная оценка самого себя, поведенческие реакции, вызванные знаниями о себе и отношением к себе)
СЛАЙД 14