Евгения Галюрова
Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная компетентность
как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему,
если сохраните то же мышление и тот же подход,
который привел вас к этой проблеме.
Альберт Эйнштейн
Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации в дошкольных учреждениях во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов. Поэтому, сегодня, повышение и совершенствование ИКТ - компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования [1].
Публикация «Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога» размещена в разделах
Основным назначением стандартов нового поколения является изменение подходов к вопросам образования не только обучающихся, но и педагога. Это означает, что современный педагог должен обладать способностью искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); уметь сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); уметь ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готов конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому педагогу надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ -компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования на современном этапе [3].
Интеграция современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ - компетентности педагога. К сожалению, в настоящее время, большинство педагогов владеют только теоретической частью ИКТ – компетентности [2].
В своей работе я применяю ИКТ ежедневно:
• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми;
• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
• активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);
• оформление буклетов для родителей и коллег;
• создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
В нашем детском саду создана творческая группа «Эрудит». Цель данной творческой группы - совершенствование уровня педагогического мастерства на основе использования информационных технологий. Педагогам оказывается помощь для работы в Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, так как планирование педагогической деятельности проще вести в электронном виде, это позволяет нам легко внести изменения или дополнения в уже существующий документ. В творческой группе мы обмениваемся опытом в сфере использования разнообразных цифровых образовательных ресурсов, методических материалов, тематических коллекций, инструментов для усиления эффективности образовательной деятельности. Благодаря активному участию в творческой группе педагоги создают графические и текстовые документы, применяют электронные дидактические и педагогические программные средства, активно используют информационные технологии в непосредственно-образовательной деятельности, разрабатываю конспекты ОД с использованием информационных технологий, владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
В рамках работы творческой группы «Эрудит» я помогаю своим коллегам в создании персонального сайта педагога. Ведь использование современных технологий, в частности Интернет-сайта, позволяет на порядок повысить эффективность работы педагога в общении с коллегами и родителями.
Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлекает родителей в жизнь детского сада, группы, делает их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
В настоящий момент с уверенностью можно сказать, что ИКТ, в скором времени, будет являться и уже является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Поэтому, каждый педагог, который работает в детском саду, уже сейчас должен свободно пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои собственные ресурсы и активно использовать их в своей педагогической работе.
Таким образом, формирование ИКТ - компетентности педагога является важной составляющей его профессионализма. А использование педагогом информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность.
Список использованной литературы:
1. Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 923-926.
2. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
3. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 388 с.