Надежда Павлова
Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.
Публикация «Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника.
Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя.
Создание индивидуализированной предметно-пространственной среды обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, развивает его уверенность к себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество
Но следует отметить, что существует проблема подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. То есть задача педагогов состоит в том, чтобы организовать развивающую среду таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Принцип индивидуализации в образовательном процессе ДОУ должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятиях, развлекательных мероприятиях.
Как же обстоят дела в нашем детском саду. В основу оформления каждой группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов, девизом группы.
Для облегчения вхождения детей в режим, создания благоприятного эмоционального фона и положительного «заряда» на весь день педагоги ежедневно организуют утреннее приветствие. Это игры - приветствия, с помощью которых можно подготовить детей к межличностному общению. Передавая свое хорошее настроение товарищам, можно помочь тем, кто грустит, расставшись с мамой. После проведённых консультаций с педагогами об индивидуализации предметно – развивающей среды, началось обновление групп стендами «Здравствуйте, я пришёл», «Моё настроение».
Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать такую планировку, чтобы каждый ребёнок нашел себе пространство, игру по интересу, чтобы имел возможность свободно заниматься любимым делом.
При изучении какой-либо лексической темы мы предлагаем всем детям и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, фотографий, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это безусловно способствует обогащению среды детского сада, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.
Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга.
Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги, конечно же, учитывают прежде всего возрастные особенностей детей.
В каждой группе создаём места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это подушки, мягкие игрушки, ширмы, которые позволяют отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать.
В группах есть патриотический уголок с картой нашего поселка, с его фотографиями, книгами о России, национальной одежде, дидактические игры. Вместе с родителями и воспитателями, оформляем свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества», в каждой группе они называются по - своему: «Искорки таланта»,?
У каждого ребенка есть портфолио - копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
Размещение оборудования по секторам (центрам активности) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонировать можно с помощью ширмы так, чтобы зоны находились подальше друг от друга. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.
Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду - в созданных группах по Ватсапу.
Холл детского сада украшен грамотами и дипломами детей, принимавших участие в республиканских и районных конкурсах, выставках, фестивалях. Это также способствует индивидуализации образовательной среды детского сада. А также организуем выставки творческих работ детей с родителями.
Насыщенная предметно- развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.
Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, нестандартной, изменчивой. Мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы и детского сада для реализации идеи индивидуализации среды, и это у нас находится в процессе. Много планов, намеченных на ближайшее время.
Индивидуализированная предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.