Нина Круглова
Понятие адаптации и успешность ее организации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие адаптации и успешность ее организации в ДОУ.
Когда ребенок приходит в детский сад, то для него наступает период адаптации к нему. Адаптацией является приспособление организма к новым или изменившимся условиям жизни. Физиологическая адаптация предполагает изменение деятельности функциональных систем организма (дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других, направленное на приспособление к новым условиям внешней среды. Психическая адаптация предполагает перестройку динамического стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки. Социальная адаптация предполагает установление оптимального взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы, овладение новыми средствами и новым образом действия; вхождение в ролевую структуру группы.
Публикация «Понятие адаптации и успешность ее организации в ДОУ» размещена в разделах
Существует три степени адаптации : легкая (15-30 дней, среднюю (30-60 дней, тяжелую (от 2 до 6 месяцев). Согласно статистике, у большинства детей, поступивших в детский сад наблюдается средняя или тяжелая степень адаптации. Также, различают кратковременную (2-6 недель) и долговременную (6-9 месяцев) адаптацию.
Адаптация несет в себе стресс для ребенка, ведь при поступлении в сад для ребенка впервые происходит отрыв от матери, родственников и оставление его с незнакомым окружением: другими детьми, чужим взрослым, обстановкой; новым режимом дня, питанием и так далее, все это воспринимается для ребенка, как неблагоприятная ситуация. Присутствие родителей создает психологический комфорт для ребенка, а отсутствие, наоборот вызывает массу негативных сдвигов:
1 преобладают отрицательные эмоции, страх, гнев;
2 нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
3 утрачиваются навыки самообслуживания;
4 нарушается сон;
5 снижается аппетит;
6 регрессирует речь;
7 двигательная активность, либо значительно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности.
Последствиями всего вышеперечисленного являются снижение иммунитета, вследствие чего ребенок чаще заболевает и снижение познавательной активности.
Что же может облегчить адаптацию? Очевидно, что главное, чем могут помочь в этот серьезный период для ребенка взрослые – это создать условия в дошкольном учреждении, которые будут восприниматься ребенком как безопасные и благоприятные, обеспечив физический и психологический комфорт; выстроить содержание общения с ребенком таким образом, чтобы оно удовлетворяло его потребности, отвечало интересам, желаниям, имеющемуся опыту ребенка. Адаптация зависит от социальных, экологических факторов; а, также, от индивидуальных психофизиологических особенностей организма ребенка.
Рекомендации для родителей для подготовки ребенка к поступлению в детский сад:
1 Рекомендуется начать общение с окружающими, с разновозрастными детьми – возле дома, в парках, на детских игровых площадках; ходить на дни рождения друзей, наблюдая, при этом, за тем, как ведет себя ребенок (стесняется, уединяется, конфликтует или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению). В детском саду, развитая социализованность поможет ребенку легче адаптироваться.
2 Предлагается, как можно реже брать ребенка на руки, чтобы в детском саду ребенок не плакал после ухода родителей, а их приход не сопровождался громким плачем.
3 Родителям рекомендуется изменить образ жизни до детского сада, изменить режим питания и содержание питания, знакомить ребенка с основным меню ДОУ. Отсутствие правильного режима, недостаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Вследствие чего ребенку сложнее справляться с трудностями адаптационного периода из-за возникновения стрессового состояния, и даже, как последствие этого – заболевания.
4 Родителям нужно обострить внимание к привычкам и навыкам ребенка, культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться); поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и так далее).
5 Рекомендуется до детского сада научить ребенка действиям с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, он будет быстрее откликаться на предложение воспитателя поиграть, с интересом будет исследовать новые игрушки, так как это будет являться для ребенка привычным занятием. Такие дети, в случае затруднения, упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью ко взрослому, им нравится играть со взрослым. Дети, у которых слабая сформированность действий с предметами, не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны, в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать контакты со взрослыми и предпочитают эмоциональное общение.
6 Нужно, как можно чаще, проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, влажные обтирания, длительные прогулки на свежем воздухе). Закаленные физически подготовленные дети почти не болеют в новых для них условиях.
7 Родителям рекомендуется понаблюдать за здоровьем ребенка (вылечить все детские недуги, делать необходимые профилактические прививки, которые делаются не позднее чем за месяц до поступления ребенка в детское дошкольное учреждение
8 Ознакомление ребенка со стенами детского сада (знакомство с групповой игровой, спальней, коллективным походом в туалет, игрушками в группе, воспитателями, другими детьми из группы).
Рекомендации для воспитателей в период адаптации детей :
1) Выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка (с помощью анкетирования и индивидуальных бесед с родителями) : как называют его дома; чем ребенок больше всего любит заниматься; особенности его поведения; привычки ребенка; состояние здоровья;
2) Приучать ребенка к ДОУ следует постепенно;
3) Попросить родителей принести любимую игрушку;
4) Провести игры и упражнения, направленные на профилактику дезадаптации :
- На сплочение, установление контакта, знакомство детей можно использовать игры «Давайте познакомимся», «Телефон» (позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра).
- Для развития эмоционально-психологического климата в работе с детьми можно использовать «Сказкотерапию» Шороховой.
- Для снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения хорошо использовать игры с песком и водой.
5) Для того, чтобы обогатить опыт общения у детей необходимо:
- Помочь найти «друга». Выберите ребенка. Прекрасно ладящего со всеми, и попросите его вместе с ними сделать, например, кукольную одежду или приготовить спальню к тихому часу, или попросите ребенка («друга») показать другому (застенчивому) как, пользоваться магнитофоном. Если совместная деятельность вдвоем пройдет успешно, то, возможно, застенчивый ребенок начнет постепенно присоединяться к играм группы.
- Использовать принцип малых групп. Малыши лучше общаются со сверстниками в небольших группах. Можно организовать пространство так, чтобы в каждой зоне было ограниченное число игровых мест.
Важно знать, что привычка и адаптация к детскому саду – это два разных явления. Привыкнет со временем любой ребенок, но даже в подготовительной группе существуют дети, не адаптированные к дошкольному учреждению.
Признаки успешно пройденной адаптации :
1 укрепление иммунитета у ребенка;
2 длина и масса тела соответствует возрастным показателям;
3 хороший аппетит;
4 спокойный сон;
5 активность;
6 желание ребенка общаться с другими детьми;
7 адекватная реакция во взаимодействии с воспитателем, педагогом-психологом;
8 нормальное эмоциональное состояние.
Список литературы
1. Ватутина Н. Д. «Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Л. И. Каплан. – М. : Просвещение, 1983. – 80 с., ил.
2. Жилко Н. В. «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад. // Справочник педагога – психолога, №3, 2013. – С. 64.
3. Русаков А. С. «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям; сборник – СПб. Речь. Образовательные проекты; М. : Сфера 2010. – 128 с. (илл.)
4. Савушкин С. Н. «Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / Савушкин С. Н. – М. : Сфера, 2016. – 862 с.
5. Соколовская Н. В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 188 с.
6. Чепракова Е. А. «Адаптация ребенка в детском саду. // Справочник педагога-психолога, № 01, 2011. – С. 42.