Анна Ващук
Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму
▼ Скачать + Заказать документы
К моменту поступления в школу дети с ЗПР, не достигают нужного уровня готовности, из-за разнообразных нарушений высших психических функций, следствием чего становятся различные по характеру и степени выраженности трудности обучения.
Проблема нарушений чтения и письма у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Публикация «Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2021
У ребенка с ЗПР недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период.
В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать чтением и письмом.
Нарушения устной речи приводят к
стойким нарушениям письма и чтения,
которые обозначают терминами
дисграфия и дислексия.
Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.
Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР :
• медленный темп освоения навыка
Ребенок медленно осваивает навык чтения, чаще всего не понимая прочитанного текста.
• механическое чтение
Ребенок внешне может читать быстро и достаточно уверенно, но читать, совершенно не понимая прочитанного, происходит обеднение навыка чтения.
• угадывающее чтение
Ребенок, стараясь успеть за сверстниками, быстро выполнить задание перебегает к угадывающему чтению и тогда мы видим, что навык чтения формируется с большим трудом, ребенок тратит много сил и не достигает необходимых навыков и скорости чтения, не понимает прочитанного.
• ограниченность словаря и общего речевого развития
Ребенок может не понимать большинство слов в сложном для него тексте, от него ускользает смысл прочитанного, при этом мотивация читать и понимать, что именно написано в тексте, снижается многократно, ребенок просто откажется в какой-то момент от такой скучной деятельности.
• сниженный запас представлений об окружающем мире Недостаточный опыт и знания об окружающем мире мешают ребенку на уроках чтения. Он может не понимать что написано в тексте, в силу того, что он никогда не сталкивался с такими явлениями, отношениями, никогда не задумывался про них. Тогда интерес к чтению, значительно снижается.
В познавательной деятельности наблюдаются:
• слабая память
• неустойчивость внимания
• медлительность психических процессов
и их пониженная переключаемость
Особенности овладения чтением детей с ЗПР проявляются в нарушении технической стороны процесса чтения :
- в незнании букв (или нетвердом их знании,
- в нарушении слияния букв (побуквенном чтении,
- в искажениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).
Какую помощь может оказать учитель:
1. Прежде всего, необходимо обеспечить успешность ребенка на уроке, если учителю удастся обеспечить успешности ребенка на уроке чтения, то ребенок будет успешнее и в овладении этим навыком.
2. Выбор текста для чтения с опорой на жизненный опыт ребенка
Ребенок будет читать и понимать этот текст гораздо проще, чем, текст который совсем не соотноситься с его жизненным опытом)
3. Постепенно наращивать степень сложности заданий
Важно понимать, что именно сейчас умеет ребенок и очень постепенно наращивать сложность при этом очень важно давать ребенку и совсем легкие задания, то что у него точно заведомо получится, особенно для публичных ответом, ответов у доски, ответов которых видят все его одноклассники, это тоже очень важное умение в поддержании успешности ребенка и тем самым мы поддерживаем ребенка в овладении навыком чтения.
4. Зрительные опоры, алгоритмы, памятки, схем
Один из таких приемов это дополнительное иллюстрирование, ребенок в своем темпе читает текст, и ему предлагают нарисовать рисунок к этому тексту. Он может сначала рисовать совсем на отвлеченные темы и не понимать смысла прочитанного текста, но при совместной работе с учителем со временем ребенок будет понимать, что от него требуется, это тот метод, который может помочь ребенку с ЗПР для осмысления прочитанного текста.
5. Прием предварительного чтения
Об этом можно попросить родителей, дома заранее прочитать то текст, который будут разбирать на уроке. Тем самым мы снимаем сложность задачи, которую необходимо выполнить ребенку с ЗПР на уроке, и задача для него становиться, в том числе и интересней.
6. Организация парных работ учеников на уроке
Детей с проблемами чтения на первых порах их не нужно привлекать к чтению в слух на уроке. Если вы такого ребенка объедините в небольшую группу или в пару с хорошо читающим ребенком, то вы сможете так распределить задания чтобы у ребенка с ЗПР была небольшая роль, небольшая задача, которая соотноситься с его навыками, а сложность задания не превышает его возможности.
7. Использовать приспособления, рамки
Вырезанная из бумаги или картона в которой ребенку ограничивается текст, необходимы для чтения тем самым мы снижаем объем и сложность текста и ребенку так проще ориентироваться и проще выполнить это задание. Линейка для обозначения стороны для ребенка, которому трудно ориентироваться в строке или в направлении чтения, если он читает с право налево или с лево направо, то такому ребенку это поможет исправить.
8. Обучить ребенка правильному чтению букв, слогов и слов.
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Письмо очень сложный и длительный процесс, сложный навык, которым ребенок должен овладеть в начальной школе. Дети с ЗПР это не единственная группа все дети, которые испытывают трудности в письме. По статистике в российских школах (в начальной школе) 40-60 % детей у которых не формируется четкое и читаемое письмо, фактически навык письма формируется недостаточно и это те дети, которые, несомненно, будут испытывать трудности в письменных работах в среднее школе ну и даже в дальнейшей жизни.
Ключевые проблемы овладения письмом у учеников с ЗПР :
1. не формируется четкого и читаемого письма
2. скорость письма остается очень медленной
3. ребенок тратит много сил на письменные работы
4. неправильный захват пишущего инструмента
Ребенок сильно захватывает ручку, не правильно ее держит, патологически захватывает пишущий инструмент, бумага рвется, буквы отпечатываются на все других страницах в тетради.
5. неправильная поза при письме
Ребенок может лежать на столе, плохо видит то что он пишет, загораживать рукой текст.
6. ребенок не умеет и не любит рисовать
Рисование является для ребенка одним из видов очень важных продуктивных видов деятельности. Ребенок, который не умеет рисовать испытывает моторные и двигательные трудности, это не любовь и не умение рисовать обязательно скажется и на том, как ребенок освоит письмо в школе.
Какую помощь может оказать учитель:
1. соотносить возможности ребенка и сложность письменной работы
2. сократить объем письменной работы
Если у ребенка плохо сформирован письменный навык, ему трудно выполнять большой объем письменной работы, мы можем сократить объем написанного, и тогда он будет писать не все упражнение и списывать не весь текст в учебнике, а только часть его.
3. предложить ребенку отказаться от слитного письма
Слитное письмо требует от ребенка очень больших усилий, и если мы говорим о ребенке, у которого недостаточно сформированы высшие психические функции. Например, недостаточно развития пространственных представлений, то тогда этому ребенку сложно выделять отдельные буквы, когда они сливаются в слово, можно разрешить ребенку писать эти буквы отдельно тем самым мы помогаем ребенку компенсировать эту проблемы.
4. писать в тетрадях в узкую линейку
5. дополнительно выделять цветом строки в тетрадях по русскому языку
6. разрешить ребенку писать карандашам, а не ручкой
Писать карандашом гораздо легче, этим можно компенсировать патологический захват пищащего инструмента.
Успешность обучения детей с ЗПР зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий и методик, отношение к таким детям со стороны окружения, та образовательная среда, в которой ребенок находиться.