Ирина Колмакова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Полюбуйся, весна наступает»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе ОЧУ ПМГ, 2018 – 2019 учебный год
Тема: «Полюбуйся, весна наступает»
Задачи:
• Обобщить и систематизировать представления детей о весне как времени года.
• Углубить знания о сезонных изменениях в природе, продолжать учить устанавливать связи и зависимости в природе.
• Развивать познавательный интерес.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Полюбуйся, весна наступает“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Материалы и оборудование: карточки слов-ответов кроссворда; конверт с письмом и каточками: солнце, лампочка, костер; карточки «Признаки весны»; аудиозапись голосов птиц.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за изменениями в природе.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Март», «Апрель», Ф. Тютчев «Весенние воды», В Корабельников «Голубые потоки весны», А. Шевченко «Весна-мастерица», О. Мариничева «Апрель-водолей», Н. Ёлкина «Май-цветень», М. Пришвин «Март, апрель, май».
Рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Большая вода», В. Бакшеев «Голубая весна», Я. Бродская «Март», С. Герасимов «Последний снег», А. Грицай «Молодая зелень», Т. Яблонская «Май».
Слушание музыкальных произведений.
Разучивание пословиц и примет: «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Перелётные птицы летят стаями – к дружной весне», «Солнце пригревает – всё поспевает».
Ход нод:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
- Сегодня, ребята, мы поговорим о красивом времени года. А о каком, узнаете, отгадав кроссворд.
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
- ВЕТЕР
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий.
- НЕБО
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
- МЕСЯЦ
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
- ТУМАН
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
- ОБЛАКА
- Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки, и какое время года у нас получилось? – ВЕСНА.
3. Основная часть.
- Ребята, для вас от Весны пришло письмо, давайте его прочитаем. Ребята, это сказка.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром : три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? - СОЛНЦЕ.
- Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
Дидактическая игра «Сравни и назови»
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
Работа с карточками «Признаки весны»
- Сказка закончилась? – ответы детей.
- Как же солнце помогало Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? – ответы детей.
Воспитатель выставляет карточки с признаками весны : сосульки, капель, лужи, проталины, ручьи, ледоход.
- Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Зазвенела капель, с крыш свисают сосульки, начал таять снег.
- А во что снег превращается? – ответы детей.
- Правильно, в воду. Брызнули во все стороны струйки воды, на дорогах появились лужи и побежали весёлые ручейки.
- А я вам прочту стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды». Послушайте внимательно.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Шумят и будят сонный брег,
Бегут и будят и гласят.
Они гласят во все концы:
Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд.
- Вам понравилось стихотворение? В народе говорили: «Вода с гор потекла – весну принесла».
- Как вы думаете, а куда же бегут ручейки?
- Правильно, в реки. А что происходит на реке весной? – ответы детей.
- Да, лёд тает.
- Почему, как выдумаете?
- Да, потому что солнце пригревает. Множество ручейков устремляются к реке, будят её, лёд трескается, по реке плывут большие льдины. Они сталкиваются, разбиваются друг о друга и как будто идут по реке. Подумайте, как называется это явление? – ответы детей.
- Верно, ЛЕДОХОД.
- А что же было дальше?
Воспитатель выставляет на доске карточки с изображением ветки с лопнувшими почками, первые весенние цветы.
- Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. Появились первые цветы, начала зеленеть трава.
Физкультминутка «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко. На цыпочках тянем руки вверх.
Нам от солнышка тепло. Легкие поглаживания руками по лицу.
Тает снег от лучей, Приседание.
Звонко побежал ручей. Бег по кругу.
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. Ходьба по кругу.
Воспитатель выставляет карточки с изображением насекомых.
- Солнце припекло. И появились насекомые. Какие? - Бабочки, муравьи, комары.
- Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? – ответы детей.
Воспитатель выставляет на доске карточки с изображением перелетных птиц.
- Конечно, птицы. Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? - Перелётные.
- Из далеких теплых краев к нам возвращаются перелетные птицы.
- Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? – ответы детей.
Дидактическая игра «Угадай, чей голосок?»
Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и определить, кто это.
- Какие птицы первыми возвращаются к нам весной? – ответы детей.
- Грачи. В народе говорят: «Увидел грача – весну встречай», «Грач на горе – весна на дворе».
Воспитатель выставляет на доске карточки с изображением животных леса.
- Ребята, что происходит с животными с наступлением весны? – ответы детей.
4. Заключительная часть.
- А сейчас все вместе продолжим сказку «Как Солнце Весне помогало».
«Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут ручьи. На реках начинается ледоход. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. Появляются насекомые: бабочки, пчелы, жуки. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда и строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы высиживать птенцов. Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки. Звери линяют. Зайцы и белки меняют шубки.»
5. Подведение итогов.
- Молодцы! Как прекрасно вы знаете приметы весны. Помогли Весне закончить сказку.
- Но, скажите мне, пожалуйста, сколько месяцев у нас будет продолжаться весна? – ответы детей.
- Назовите весенние месяцы? – МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.
- У весны как у любого другого времени года три месяца, эти месяцы очень разные и весна с каждым месяцем будет приходить к нам разная. О каждом месяце весны мы с вами еще будем говорить.
- Что вам понравилось сегодня на занятии? Что больше всего запомнилось?