Лариса Куриленко
Полёт фантазии, или Нетрадиционные техники рисования в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование — один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать — они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.
Публикация «Полёт фантазии, или Нетрадиционные техники рисования в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
Чем хороши нетрадиционные техники
В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР традиционное рисование требует существенного усложнения техники в сравнении с более ранними этапами образовательной деятельности в детском саду. А что делать, если у малыша не получается делать ровные линии, выдерживать пропорции и чётко прорисовывать контуры? Ведь пара неудач, и карапуз может навсегда потерять интерес к рисованию. В этом случае спасают нетрадиционные техники рисования. Главное, чему они учат детей — это отсутствие страха ошибки. Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования
Главное, чему они учат детей — это отсутствие страха ошибки. Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования дают карапузам уверенность в себе, в своих силах;
развивают эстетический вкус, креативность, воображение;
помогают расширять представления о мире;
развивают мелкую моторику;
воспитывают самостоятельность мышления.
Какие техники используются в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
С детьми 6–7 лет можно практиковать все способы создания рисунка, с которыми малыши знакомятся на протяжении всего периода обучения в детском саду. Более того, творческие воспитатели привносят в этот перечень ряд новых методик.
Это интересно. Гуашь для техник, требующих сильно разведённой краски, использовать опасно, так как после высыхания может появиться белый налёт.
Рисование ватными палочками
Суть метода заключается в том, что краска (акварель или гуашь) вместо привычной кисточки набирается ватной палочкой. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть, а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Для работы потребуется нехитрый набор:
• ватные палочки (отдельная для каждого цвета краски);
• краски;
• влажные салфетки (вытирать пальчики и неточности в рисунке).
Рисование тычком : радуга, рябина и другие композиции
Эта техника неслучайно соседствует с методом создания рисунка ватными палочками. Дело в том, что в некоторых источниках эти два способа считаются идентичными. Да, действительно, самый распространённый способ создания рисунка ватной палочкой — это тычок, то есть палочка окунается в краску (гуашь или акварель) и при вертикальном положении по отношению к листу делается отпечаток на бумаге. Особенно красивые рисунки получаются, если палочек взять несколько, соединить их в пучок и рисовать этой связкой. И тем не менее тычок может получаться при использовании
• пальчиков — тогда отпечаток делается смоченным в краску пальцем;
• жёсткой кисти — тычок получается игольчатым;
• мягкой кисти — отпечаток получается более мягким, как бы закруглённым.
Техника рисования солью
Как следует из названия метода, для создания изображения потребуется соль. Лучше, если это будет не экстра, а обычная каменная, чтобы кристаллы были разного размера — так рисунок получится более объёмным. Кроме того, для работы в этой технике потребуется
• клей (ПВА или силикатный);
• лист основа яркого цвета (это принципиальное условие, так как подложка под рисунок солью должна быть контрастная, иначе изображение потеряется).
Альтернативой соли может быть манная крупа. Также существую варианты создания рисунков с помощью гречки, дроблённого риса и пр.
Работа в технике рисования солью состоит из 4 этапов:
1. Создание контура изображения с помощью карандаша.
2. Прорисовка контура клеем.
3. Засыпание подложки солью.
4. Сушка и избавление от излишков соли.
Картинки, нарисованные ладошками
Как следует из названия, материалом для создания картинки будут ладошки малышей. На них можно наносить разведённую водой гуашь или акварель. Причём это может быть один цвет, а может и несколько, если, например, ладошки — это цветы в вазе. Главное, чтобы у детей были влажные салфетки и возможность тщательно вымыть руки после рисования.
Рисование восковыми мелками
Суть этой техники заключается в том, что малыши создают сюжет с помощью восковых мелков, а затем закрашивают всю подложку акварелью (или гуашью, разведённой водой). Альтернативой цветным мелкам можно использовать обычную восковую свечу — тогда картинка получится однотонной.
Рисование в технике набрызга
Работа этим нетрадиционным способом, в отличие от предыдущих, требует определённой подготовки. Суть метода заключается в следующем:
• на картоне создаётся рисунок;
• этот силуэт вырезается, прикладывается к другому листу картона;
• обводится трафарет, прорисовываются детали (например, лепестки цветов);
• вырезаются нарисованные элементы;
• на лист бумаги наносится фон;
• прикладывается шаблон с прорезями;
• старой зубной щёткой (пальцем, щёткой для краски) делается набрызг на трафарет (зубочисткой как бы стирается краска со щетинок);
• после высыхания дорисовываются необходимые детали картинки.
Техника кляксография с трубочкой
Этот метод создания картинок не только раскрывает творческий потенциал детей, но и благотворно действует на их здоровье, так как выдувание краски через трубочку развивает силу лёгких и всю дыхательную систему малышей. Для рисования потребуется нехитрый набор:
• жидко разведённые краски (акварель, гуашь или тушь);
• пипетка или маленькая ложечка;
• трубочка для коктейля;
• кисточки, карандаши для дополнения сюжета рисунка.
Суть техники заключается в том, что ребёнок набирает ложечкой или пипеткой краску, капает на лист бумаги, а затем через трубочку раздувает это пятно в разных направлениях, создавая нужные формы. При этом палочка не касается ни капли краски, ни листа бумаги. Если нужно сделать мелкие ответвления, то дуть следует быстро вверх-вниз, вправо-влево в зависимости от направления сюжета.
Техника рисования по сырому
Создание картинок по сырому (её ещё называют по мокрому) позволяет получить изображения с размытыми переходами. Это ценно, например, для прорисовки шерсти животных. Суть метода заключается в том, что лист основы смачивается водой, а затем пока он мокрый наносится рисунок. Для этого используются гуашь, акварель или тушь. После того, как картинка высохнет, дорисовываются необходимые детали.
Существует альтернативный способ рисования в технике по мокрому : на бумагу наносится рисунок, а затем лист изображением вниз опускается на воду, резко вытаскивается и переворачивается. Так цвета перетекают друг в друга, создавая оригинальные сочетания. Обычно таким способом рисуют пейзажи, закат. Если же на картинке задумывается изображение неба (моря, то сделать это можно так: нанести на сухой лист толстую линию, окунуть эту часть листа в воду, а затем кисточкой растянуть элемент до нужных размеров.
Техника оттиск скомканной бумагой
В младших группах малыши комкали листы бумаги, расправляли их, а затем наносили краски — так рисунок получался с интересными оттенками и тенями. В подготовительной группе техника немного усложняется : комком бумаги ребята раскрашивают контур сюжета, делая границы рисунка размытыми, нечёткими. Для реализации задумки необходимо
• нанести контур сюжета на лист бумаги;
• налить краску (акварель, гуашь) в плоскую посудину и развести её до консистенции сметаны водой;
• скомкать лист бумаги (чем плотнее, тем более чётким будет оттиск).
Занятия рисованием в детском саду — это один из важнейших путей познания окружающего мира ребёнком, так как малыши не только занимаются творчеством, но и самостоятельно находят решения поставленным практическим заданиям. Это совершенствует наблюдательность, формирует эстетический вкус. Однако реализация этих целей требует полной включённости ребёнка в творческий процесс, что нелегко осуществить, если малыш не обладает изобразительными способностями. В этом случае на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. В подготовительной группе список способов создания сюжетов на бумаге значительно расширяется в сравнении с младшими группами, а дети, привыкшие работать с необычными рисунками, с удовольствием продолжают осваивать этот вид деятельности.