Татьяна Тукиш
Нетрадиционные и традиционные занятия с детьми в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать традиционные методы и приёмы обучения, которые определены специальными коррекционными программами Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Нищевой, Г. А. Каше и др. Они традиционно дают хороший эффект в работе с детьми с общим недоразвитием речи различных уровней.
Для более быстрого достижения положительных результатов в коррекции всегда также использую дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка. Эти методы помогают организовать занятия, сделать его интересней и разнообразней, что немало важно для раз-вития внимания детей.
Темочки:
Кроме того, разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность логопедической работы в целом.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы : логопедический массаж, Су-Джок – японская технология пальцевого массажа, фитотерапия, ароматерапия, пескотерапия (sand-play, крупотерапия, имаготерапия, сказ-котерапия и другие. На мой взгляд, перечисленные методы используются так давно, что стали уже частью традиционных. Очень остро встает вопрос поиска других нетрадиционных методов организации занятий.
Хороший эффект дает коррекция нарушенных функций через музыку – технология «Звучащий мир». Музыка организует детей, заражает их своим настроением.
Русский учёный В. М. Бехтерев в своих трудах отмечал, что с помощью музыки, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Педагог может дифференцированно воздействовать на детей с разными особенностями психического развития.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Расторможенные дети (гиперактивные) успокаиваются спокойной музыкой умеренного темпа, снижающей возбуждение состояния коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния, требуется стабилизирующая музыка: спокойного характера с акцентами, повторяющимися через ровные интервалы, и с одинаковым уровнем звучания.
Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребёнка интерес к окружающему миру, а также обобщение музыкального опыта, активизацию эмоциональных реакций детей на музыку, развитие музыкально-игровых импровизаций у детей с ОНР.
Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками использую при проведении занятий различные виды массажа. К нетрадиционным видам можно отнести методику А. Уманской и К. Динейки – игровой массаж, рекомендуемый для детей младшего возраста. Адаптированный к детям с алалией и ОНР дает отличные результаты.
Прищепковая терапия, на мой взгляд, тоже перешла в разряд традиционных методик, но я, например, применяю ее с интерактивными технологиями и такая взаимосвязь очень благоприятно воспринимается детьми и дает отличные результаты.
Разумное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, укрепление здоровья детей, через индивидуальный подход к преодолению нарушений.
Думаю, что к необходимым условиям коррекционной работы, таким как, целенаправленность и системность, нужно добавить обязательное сочетание нетрадиционных средств с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Также хотелось бы отметить, что понять главное при организации нетрадиционных занятий помогают творческие принципы:
1. Отказ от шаблона в организации занятия.
2. Максимальное вовлечение детей в активную деятельность. Различные формы групповой работы на занятии.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на занятии как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. Скрытая (педагогически целесообразная) дифференциация детей по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего инструмента.