Виктория Хайриева
Проект в средней группе «Развитие художественного творчества у детей через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект в средней группе
«Развитие художественного творчества у детей
через нетрадиционные техники рисования «Краски детства».
Участники проекта : воспитатель, родители и дети средней группы.
Целевая группа : дети средней группы.
Срок реализации: сентябрь 2018г. по май 2018г.
Публикация «Проект в средней группе „Развитие художественного творчества у детей через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей у детей.
Актуальность проблемы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
По мнению Л. С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью, им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает его из подражателя действиям взрослого, в субъекта собственной деятельности.
ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:
• Недостаточность дидактического материала для рисования.
• Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
• Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
ЦЕЛЬ: – поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа, развитие художественных (творческих) способностей детей среднего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Дети:
• Развивать творческие способности, самостоятельность.
• Поддерживать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
• Расширить представления детей о нетрадиционных способах изображения, возможностях изобразительных материалов.
• Формировать наблюдательность и внимание при рисовании нетрадиционным методом.
• Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.
• Прививать интерес к нетрадиционному рисованию.
Развивающая среда :
Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
Родители
Привлечь родителей к процессу развития художественных способностей (возможностей) детей.
Ожидаемый результат:
1. Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
2. Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей средней группы.
3. Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
2. Практический
3. Итоговый
Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Практический этап:
1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
2. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
3. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей
4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта :
5. Разработка и циклов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов для детей средней группы.
• Разработка рекомендация буклетов для родителей и воспитателями в рамках проекта,
• Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок,
• Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
6. Организация работы по реализации проекта
7. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков
8. Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Итоговый этап
1. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
2. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ, итоговая презентация.
План реализации проекта
№
п/п Этапы работы Мероприятия Сроки Исполнители
1. Организационный - разработка проекта,
- мониторинг,
- ознакомление родителей с проектом,
- пополнение развивающей среды,
- подбор материала для художественной деятельности,
- разработка тематического плана мероприятий. сентябрь -октябрь воспитатель
Внедренческий 1. Проведение мероприятий с детьми
2. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».
3. Круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки»
4. Выставки детских работ
5. Беседы, праздники, занятия,
выставки, конкурсы октябрь -
апрель
воспитатель
Аналитический 1. Ознакомление родителей с результатами реализации проекта
2. Ознакомление педагогов ДОУ (презентация) май
воспитатель
Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые впервые познакомились с использованием в рисовании нетрадиционных техник, можно смело говорить о том, что работа по данному направлению заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.
У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.
Низкий уровень в начале года, объясняется, чаще всего, недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.
Лишь у двоих детей и в октябре наблюдается низкий уровень, что обуславливается длительным отсутствием в детском саду из-за болезни.
Заключение.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Анализ результатов.
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
В группе организована выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования;
У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
Развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Выводы:
Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.
Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.
Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.