ольга мусатова
Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Публикация «Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника» размещена в разделах
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная Всемирной организации здравоохранения: ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
В этой статье речь пойдет о психологическом здоровье ребенка.
Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.
Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.
Социально-психологическая атмосфера коллектива должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Создать комфортные условия пребывания ребёнка в детском саду, одна из главных задач педагога.
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л. С. Выготский, внешнее педагогическое влияние и руководство.
Существует много форм и методов, способствующих эмоциональному сближению детей, формированию сплоченности детского коллектива и индивидуальной социализации ребенка в группе. Использование этих форм и методов формирует коммуникативную культуру, способствует установлению дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.
Рассмотрим несколько форм приобщения дошкольников к коллективу.
Выставки. Выставки могут быть тематическими, представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные, в создании которых может принимать участие семья или же один ребенок или взрослый. В группах младшего и среднего дошкольного возраста устраивают в основном тематические выставки, посвященные самым близким и значимым для ребенка предметам (игрушкам, наклейкам и т. д.). К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок расширяется. Добавляются выставки по результатам совместного творчества, авторские, отражающие увлечения детей, родителей, педагогов.
Игровые проекты. Это групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ её организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижении игровой цели. Проекты рекомендуется проводить со среднего возраста, отдавая предпочтение краткосрочным, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушек; оформление альбомов детей в разные возрастные периоды. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется ролевым (с элементами творческих заданий, когда дети входят в образы персонажей сказок и по-своему решают поставленные проблемы) и творческим проектам.
События. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным для группы датам, на основе событий в дальнейшем могут формироваться традиции группы, но, как правило, это самостоятельное мероприятие. Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, узнавать ближе друг друга, а так же игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.
Эффективной формой способствующей эмоциональному сближению детей и формированию сплоченности детской группы являются игры.
Игры помогут педагогу научить детей внимательно относиться друг к другу, договариваться, прислушиваться к мнению партнёра, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия с партнёром по общению, гибко использовать в общении мимику, жесты, понимать интонацию.