Нина Белозерцева
Театрализованная деятельность как основа развития гармоничной личности дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением новых стандартов в сфере дошкольного образования воспитателю в первую очередь необходимо пересмотреть устоявшиеся формы и методы работы с детьми. В настоящее время многие исследования в педагогике свидетельствуют о необходимости применения более гибких моделей образовательного процесса.
Важно отметить, что основополагающей является форма организации деятельности, которая непременно должна быть привлекательной для детей.
Публикация «Театрализованная деятельность как основа развития гармоничной личности дошкольника,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В своей работе реализую поставленные цели с помощью театрализованной деятельности. Специалисты отмечают особую важность использования сюжетно-ролевых и театрализованных игр для развития ребенка. Результатом таких форм работы становятся активизация самостоятельной деятельности детей, проявление творческих способностей, успешная адаптация и социализация. Кроме того, развивается связная речь, начинающаяся с диалогического стиля общения воспитателя и ребенка.
Приоритетным направлением в работе с младшими дошкольниками в нашем саду является художественно-эстетическое. Основой для развития гармоничной личности, проявления творческих способностей, нами была выбрана театрализованная деятельность.
Работая в младшей группе, часто использую элементы театрализации в игровых ситуациях, развлечениях, праздниках. Малыши с большим удовольствием «превращаются» в небольших сценках в животных, подражая их повадкам, имитируя движения и голоса.
Особое внимание уделяю сказочным образам животных, делая упор на характер движения, интонацию: веселые и грустные зайчата, три медведя, гуси-лебеди и др. В таких игровых ситуациях часто использую элементы психогимнастики: дует ветер, идет дождик, выглянуло солнышко и др.
В группе ведется работа по организации пространственно-предметной среды: оформляется театральный уголок, в котором уже присутствуют игрушки, элементы ряженья, пальчиковый театр для разыгрывания сказок «Маша и медведь», «Три поросенка», «Колобок» и т. д. Проводя индивидуальную работу с детьми, поощряю их участие в инсценировках, желание играть небольшие роли, стараюсь получить эмоциональную отзывчивость, смену мимики, умение передавать настроение.
В процессе воспитательно-образовательной деятельности систематически провожу речевые упражнения с применением считалок, потешек, прибауток, использую элементы артикуляционной гимнастики и логоритмики (игры-драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен).
В нашем саду ведется работа по воспитанию всесторонне развитой личности дошкольника. Поэтому каждый месяц приглашаются артисты театров, которые показывают познавательные спектакли и представления для детей. Воспитатели в свою очередь проводят беседы о правилах поведения зрителей в театре. А дети учатся выражать свое отношение к происходящему, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, анализировать свою игру и исполнение других героев.
Использование театрализованной деятельности позволяет решить многие педагогические и психологические задачи, касающиеся формирования навыков коммуникации, адаптации, социализации и художественно-эстетического воспитания.
Специально для театрализованных инсценировок изготавливаю авторские игры. Ярким примером служит игра к сказке «Теремок», где домик сшит из ткани, окошки – карманы для героев, которые связаны из пряжи крючком. Играя, дети по желанию исполняют роль любимого персонажа – песня мышки, лягушки, зайчика.
При подготовке к занятиям изучаю специализированную литературу. Наиболее интересной для меня стала методика Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», книга Э. Г. Чуриловой «Организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Данные работы считаю необходимыми в использовании, так как основной их направленностью является развитие психомоторных и эстетических способностей детей, где театральная игра – начало творческой деятельности, основа развития гармоничной личности.
В системе работы по театрализованной деятельности в младшей группе поставлены следующие задачи: умение владеть своим телом, координировать свои движения, активизация познавательных и речевых процессов.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включены : просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, упражнения для социально-эмоционального развития детей, артикуляционная гимнастика, игры-превращения, пальчиковая гимнастика, подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок и т. д.
Также ведется работа по приобщению родителей к театрализованной деятельности (создание костюмов, разучивание диалогов, которые являются зрителями, искренне переживающими за своих маленьких актеров.
Театрализованная деятельность открывает необъятные просторы для развития творческих способностей. Именно от своевременного и правильного использования таких возможностей во многом будет зависеть гармоничность и целостность развивающейся личности дошкольника, а в будущем, творческий потенциал взрослого человека.