Надежда Орлова
Полезные «Ёжики» Су-Джок в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Полезные Су-Джок в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми данной категории. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Публикация «Полезные „Ёжики“ Су-Джок в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий по развитию речи
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Одной из эффективных логопедических технологий является Су Джок терапия. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем здоровьезбережения. В логопедической практике используется два раздела Су Джок терапии: работа с эластичным кольцом и ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
Актуальность использования методов Су-Джок терапии в логопедической коррекции звукопроизношения у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
– у детей повышается интерес к занятиям, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к процессу автоматизации звуков при простом проговаривании речевого материала;
– оказывается благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивается речь;
– повышаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления и отрицательные эмоции.
Внедрение методов Су Джок терапии в коррекцию звукопроизношения (автоматизация звука в слогах, словах, фразах) предполагает использование разнообразных упражнений, в которых сочетается проговаривание речевого материала с использованием массажного шарика и эластичного кольца. Для эффективности использования Су Джок терапии важно соблюдать методику и приемы работы с эластичным кольцом и массажным шариком.
Методика работы с эластичным кольцом: кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.
Приемы работы с эластичным кольцом: надевать кольцо на палец и передвигать его сверху-вниз и снизу-вверх помогая большим и указательным пальцем другой руки; промассировать поочередно все пальцы; не рекомендуется растягивать кольцо и оставлять на пальце без движений.
Методика работы с массажным шариком : ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается речевым материалом, в зависимости от этапа автоматизации поставленного звука.
Приемы работы с массажным шариком : сжимание и разжимание шариков в кулачок каждой руки; нажимать каждым пальчиком на шарик; прокатывать шарик между ладонями круговыми движениями; прокатывать шарик между ладонями прямыми движениями; удерживание шарика 2-мя, 3-мя пальцами.
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука (изолированно, а также в слогах, словах и фразах).
При автоматизации изолированного звука можно прокатывать шарик Су-Джок по дорожкам, линиям, лабиринтам, произнося при этом нужный звук.
При автоматизации звука в слогах ребенок по очереди на каждый слог может передавать шарик Су Джок из одной ладони в другую; можно нажимать пальцем на половинку шарика Су Джок на каждый отрабатываемый слог; можно прокатывать шарик от символа согласного звука к гласному, и наоборот (АС-ОС-УС; СА-СО-СУ и т. д.). Также при автоматизации звука в слогах можно использовать эластичное колечко, на первый слог надевая колечко, а на второй слог его снимая: СА-СА (большой палец, СУ-СУ (указательный, СО-СО (средний, СЫ-СЫ (безымянный, СЭ-СЭ (мизинец).
При автоматизации звука в словах можно использовать следующие упражнения: «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук»; «Шарик мне назад верни, слово верно повтори»; «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова» (используется 2 шарика, по 1 шарику в каждой руке: ЛУ-НА, ЛУ-ПА, ЛЫ-ЖИ). При автоматизации звука в словах ребенок поочередно может прокатывать колечко по пальцам на каждое словечко, повторяя за логопедом или называя предметы по картинкам.
Автоматизируя звук в двустишьях, можно использовать эластичные колечки Су Джок. Например, «Ша, ша, ша (колечко надевается на любой палец) – наша Маша хороша» (снимается); «Шо, шо, шо (колечко надевается на любой палец) пляшет Маша хорошо» (снимается).
Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами также может активно использоваться при автоматизации поставленных звуков.
Автоматизация звука [Ш] на правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец).
Этот малыш-Ванюша, (указательный).
Этот малыш-Алеша, (средний).
Этот малыш-Антоша, (безымянный).
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).
Автоматизация звука [Ш] на левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец).
Эта малышка-Ксюша, (указательный).
Эта малышка-Маша, (средний).
Эта малышка-Даша, (безымянный).
А меньшую зовут Наташа (мизинец).
Таким образом, применение Су Джок терапии является одним из эффективных приёмов коррекции звукопроизношения у детей с ОНР. При использовании Су Джок терапии процесс автоматизации поставленных звуков проходит в интересной для ребенка форме, в результате чего у детей повышается речевая активность, это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, в рассказывание коротких сказок.
Литература:
Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей // Образование и воспитание. 2017. № 5. С. 16-18. URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2875.
Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В. М. Акименко. – М. : Феникс, 2016. – 112 c.
Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми // Логопед. 2010. № 1. С. 36-38.
Инновации в логопедическую практику : сб. ст. / Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О. Е. – М. : Линка-Пресс, 2018. – 214 с.
Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие/ Акименко В. М. - М. : Феникс, 2012. – 237 с.