Баркова Елена Владимировна
Показатели речевого развития малыша на третьем году жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст с двух до трех лет принято считать критическим в плане речевого развития. В этот период необходимо правильно оценить речевые умения малыша и, возможно, совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?
Между двумя и тремя годами речь становится уже полноценным средством общения: ребенок просит, требует, показывает, указывает, сообщает что-либо. Постепенно крепнет потребность в общении. В этом возрасте активно наращивается лексический запас, и обычно даже самые упорные молчуны начинают говорить в 2,5 года. В противном же случае, если малышу исполнилось 2-2,5 года, а он еще не начал говорить, следует обратиться к неврологу и логопеду, чтобы выявить причины задержки речевого развития.
Публикация «Показатели речевого развития малыша на третьем году жизни» размещена в разделах
На 3-ем году жизни речь ребенка теоретически должна стать более связной. Это значит, что практике речевого общения формируется умение связывать в предложения отдельные осмысленные слова и все чаще употреблять фразы, постепенно усложняются речевые конструкции. Однако в самостоятельной детской речи еще наблюдаются грамматические ошибки при согласовании слов в предложении, употреблении предлогов. Ребенок не уверен в своей речевой продукции : сказав что-либо верно, он тут же может повторить это ошибочно.
Вполне нормальны запинки в речи и прерывистость при произношении даже знакомых слов, – ребенок пока еще только учится связно выражать свои мысли. Но вот чистота произношения часто употребляемых лексем должна улучшиться. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.
Речевое развитие ребенка в норме отображает таблица навыков малыша на третьем году его жизни.
Показатели развития детской речи от 2 до 3 лет
Возраст Активная речь Понимание речи
2 года
6 месяцев Происходит быстрое увеличение словарного запаса.
Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне».
Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов (мячик, домик).
Использует предложения из 2-3-4 слов, сложные бессоюзные предложения.
Для произношения доступны следующие звуки: гласные а, у, о, у, и, ы, согласные н, т, д, к, х, г, в, ф.
Повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один». Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)
3 года Словарный запас от 500 до 1500 слов.
Называет свое имя, пол, возраст.
Называет цвета, форму предметов.
Использует множественное число существительных и глаголов.
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Для произношения доступны более сложные звуки: э, й, л’, с’- с, з’- з. Как правило, в речи еще нет шипящих звуков: ш, ж, ч, щ и звуков л, р.
Общается предложениями из 3 и более слов.
Начинает употреблять сложные предложения.
Рассказывает о своих впечатлениях, мыслях, использует выражения типа «я думаю, что.».
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
Часто задает вопросы, использует слова «Кто?» и «Почему?» (возраст «почемучек»).
Понимает значение простых предлогов (положи кубик под чашку, положи кубик в коробку) и множественное число.
Понимает вопросы (Что у тебя в руках).
Понимает сложноподчиненные предложения (Когда мы придем домой, я буду.).
Выполняет двухступенчатую инструкцию типа (Сначала вымоем руки, затем будем обедать).
Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
Слушает длинные сказки и рассказы.
Слушает объяснения «как» и «почему».