Светлана Ефремова
Доклад «Организация речевого развития в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация речевого развития в ДОУ»
Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей ифункций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Публикация «Доклад „Организация речевого развития в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
Высказывания детей короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.
Одной из задач нашего дошкольного учреждения это-совершенствование работы по развитию речи детей в непосредственной образовательной деятельности.
Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом психологовозрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп.
Например: у детей среднего возраста формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково», развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуем умения образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способом; составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.
Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.
Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.
Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
Поэтому в нашей работе нужно использовать следующие средства развития речи :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) ;
• занятия по другим разделам программы.
В нашем дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.
Также очень важным является совместная деятельность ДОУ и семьи.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Воспитатели должны объяснить родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и прочее – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
Мы предлогаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.
Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Доклад «Организация речевого развития в ДОУ» (к презентации)
2 Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей ифункций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
3 С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
4 Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
5 - высказывания детей короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.
6 Одной из задач нашего дошкольного учреждения это-совершенствование работы по развитию речи детей в непосредственной образовательной деятельности.
Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей.
7 Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения с взрослыми.
8 Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения с взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.
Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
9 Поэтому в нашей работе нужно использовать следующие средства развития речи :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) ;
• занятия по другим разделам программы.
10 В нашем дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.
11 Сегодня, мы предоставим вашему вниманию занятие по развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности. Так как театрализованная деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Покажет свое занятие воспитатель Карагодина Людмила Анатольевна. Музыкальный руководитель Савельева Наталья Владимировна
(занятие)
12 Как вы знаете, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Именно развитию мелкой моторики у детей психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки.
В программе сегодняшнего метод объединения мастер-класс по изготовлению и использованию дидактического пособия по развитию речи у дошкольников, который проведет воспитатель младшей группы нашего детского сада – Ващенко Светлана Сергеевна.
(мастер-класс)
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, а развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Подробнее об этом, из опыта своей работы, расскажет воспитатель старшей группы Мелихова Валентина Хачиковна.
(консультация)
13 Также очень важным является совместная деятельность ДОУ и семьи.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Воспитатели должны объяснить родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и прочее – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
14 Мы предлогаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.
15 Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.