Наталья Чебанова
Семинар «Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР
«Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития»
Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста».
План проведения:
1. Теоретическая часть:
a) Задачи и содержание работы по развитию речи в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Семинар „Оптимизация речевого режима в ДОУ, Технология речевого развития“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
b) Обзор методов и приёмов развития речи младших дошкольников.
2. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть).
3. Практическая часть:
Творческое представление воспитателями групп изготовленной ими картотеки пальчиковой гимнастики.
Задачи и содержание работы по развитию речи
в младшем дошкольном возрасте.
Возможность понимать речь и говорить для детей 2-4 лет является одним из важнейших средств познания окружающего мира. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной речевой активности. Не случайно на протяжении третьего года увеличивается объем словаря, возрастает число высказываний. В связи с этим нам следует не только поощрять инициативу ребенка вступить в речевое общение, но и серьёзно относиться ко всем его высказываниям и к качеству этих высказываний.
Дети в этом возрасте проявляют готовность к работе с предметными и сюжетными картинками. Картинки позволяют расширить словарь ребёнка, его представления об окружающем, закрепить полученные знания и реализовать их в собственном речевом опыте.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому дети часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Тем самым ребенок убеждается, что взрослый правильно понял его речевое сообщение, а также уточняет, насколько грамотно оно составлено. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Детей третьего года жизни нужно побуждать использовать в своих высказываниях глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные, служебные слова (предлоги, союзы, частицы). Взрослый должен побуждать детей употреблять имена существительные в разных падежах, в единственном и множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени. При отсутствии руководства дети могут вернуться к более простым оборотам речи или даже жестам, мимике, характерным для более раннего периода детства.
Взрослый также способствует развитию у детей связной речи, т. е. умению выразить свои впечатления в нескольких предложениях. Очень важно при этом продемонстрировать эмоциональный отклик на рассказ ребёнка (например, о посещении цирка, прогулке в парке, о новой игрушке и т. д.)
Взрослый учит детей общаться и друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к товарищу. Он помогает детям договориться, давая образец речевого общения, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу. В результате на третьем году жизни интенсивно развиваются смысловая сторона речи.
Особое внимание следует уделить развитию артикуляции. У детей данного возраста звукопроизношение часто бывает нарушено, т. к. в большинстве случаев артикуляционный аппарат ребенка не приобрел гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков. Для этого нужна артикуляционная гимнастика.
Параллельно с артикуляционной гимнастикой происходит знакомство детей со звуковой культурой родного языка. Дети приобретают представления о звуках, способе и месте их образования, начинают узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать 1 пальчик, 2 пальчика и 3. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления затруднено. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений рук.
Наряду с развитием мелкой моторики полезно уделять внимание развитию тактильной чувствительности.
У детей трех лет, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Усвоив значение слова, обозначающего признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твердость, форма, вес (легкий – тяжелый, температура (холодный – горячий – теплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый).
Принимая во внимание все вышеизложенное, основной целью развития речи детей младшего дошкольного возраста является развитие у них познавательной речевой активности. Осуществление этой цели обеспечивается в ходе реализации задач:
1. Расширение и уточнение словаря;
2. Усиление контроля над собственной речью;
3. Совершенствование грамматического строя речи;
4. Развитие связной речи (монологической и диалогической);
5. Активизация смысловой стороны речи, понимания речи;
6. Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы;
7. Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа;
8. Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
Интерес детей к развитию речи и качество усвоения материала будут значительно выше, если использовать в качестве постоянных участников занятий мягкие игрушки, например ёжика и лисенка.
Обзор методов и приёмов развития речи младших дошкольников.
Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.
В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.
Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.
Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).
Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа, и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых).
Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер, например дидактическая игра.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на: словесные, наглядные, игровые.
Наиболее распространены следующие словесные приемы.
Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.
Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко — похвалой, замечанием, порицанием.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определитъ место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку, употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Дидактические игры по развитию речи
(теоретическая и практическая часть).
Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.
Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…
Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.
А. С. Макаренко
Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Основные виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
2. Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Практическая часть: проведение игры «Угадай-ка».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по формированию грамматически правильной речи дошкольников
согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
Перечень дидактических игр: «Какой, какая?», «Расскажи, какой предмет?», «Что из чего сделано?», «Какой получился сок?», «Вкусное варенье», «Какой лист?», «Чья тень», «Скажи наоборот», «Кто назовет больше качеств», «Красивые слова», «Подбери слова», «Угадай по описанию», «Вкусные котлеты»
употребление в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа
Перечень дидактических игр: «Один – много», «Что за животное?», «Сколько?», «Считай и называй», «Я один»
употребление форм множественного числа имен существительных в родительном падеже Перечень дидактических игр: «Есть и нет», «Кого не стала?», «Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?», «Накормите животное», «Назови правильно», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Подбираем рифмы»
употребление существительных с предлогами
Перечень дидактических игр: «Где мяч?», «Где лежит предмет?», «Слепец и поводырь», «Подскажи словечки», «У каждой вещи своё место», «Ложка и стакан»
получение из нераспространённых простых предложений распространённые путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств
Перечень дидактических игр: «Размытое письмо», «Пойми меня», «Найди отличия», «Составь предложение», «Новые слова», «Завтрак, обед, ужин», «Исправь ошибку»
Практическая часть:
Творческое представление воспитателями групп изготовленной ими картотеки пальчиковой гимнастики.