Наталия Прилуцкая
Пояснительная записка и содержание кружка «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
Шатурского муниципального района Московской области
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
(дополнительное образование)
по художественно- эстетическому направлению
«Умелые ручки».
Для детей 5-6 лет
Срок реализации 1 год.
Программа кружковой работы составлена на основе наглядно- методического пособия В. В. Дубровской «Витражи из бумаги».
Программу разработала
Воспитатель высшей категории
Прилуцкая Н. Н.
МБДОУ «Детский сад №30»
г. Шатура
Публикация «Пояснительная записка и содержание кружка „Умелые ручки“» размещена в разделах
2017г.
Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа кружковой работы «Умелые ручки», направлена на художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения и художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности. Программа кружковой работы разработана на основании наглядно- методического пособия Н. В. Дубровской «Витражи из цветной бумаги».
Актуальность программы заключается в формировании у детей дошкольного возраста художественно- эстетических начал, развития внимания, творческих способностей и фантазий, мелкой моторики рук, глазомера, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. Одним словом, кружок «Умелые ручки» готовит детей дошкольного возраста к следующей социальной ступени, обучению в школе.
Цель программы- формирование основ эстетического отношения к окружающему миру и элементарных художественных способностей в активной творческой деятельности.
Задачи программы:
1. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2. Развивать художественные способности детей с учетом их индивидуальных особенностей, давать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого созидания.
3. Способствовать приобретению детьми свободы действия и творчества, осваивая разные способы изображения объектов, основанных на приемах аппликаций, коллажа, бумажной пластики.
Новизна программы заключается: в интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операционный компонент) для обеспечения оптимальных условий полноценного развития художественно- эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
При разработке программы был сделан упор на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно- воспитательного пространства:
- принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»;
-принцип развивающего характера художественного образования;
-принцип интереса: построение программы с опорой на интересы детей.
Дополнительная образовательная программа разработана для занятий с детьми старшей группы (5-6 лет).
Срок реализации- 1 год.
Кружок проводится 2 раза в месяц, в вечернее время (всего 16 занятий в год).
Длительность кружковой работы- 25 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу года дети подготовительного к школе возраста:
-разовьют внимание, воображение, мелкую моторику, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
-овладеют навыками культурного труда;
-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
-научатся следовать устным инструкциям, создавать индивидуальные и коллективные творческие работы, сюжетные поделки из слоёного теста, витражи, творческие работы с использованием разных изобразительных техник.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» являются тематические выставки детского творчества по сезонам, один раз в квартал:
- «Осенние мотивы»;
-«Зимние фантазии»;
-«Весенние чудеса».
Диагностика художественных способностей детей на начало (сентябрь) и конец учебного года (май).
3. Учебно- тематический план образовательной программы «Умелые ручки». Старшая группа.
№ Темы Название темы Количество занятий Время, затраченное на занятия Общее количество затраченного времени
1.«Знакомство с витражами» 25 мин.
2.«Цветные ладошки» 25 мин.
3.«Яблоко» 25 мин.
4.«Золотые листочки» 25 мин.
5.«Грибок» 25 мин.
6.«Снеговик» 25 мин.
7.«Зимний город» 25 мин
8.«Сердце матери» 25 мин
9.«Елка» 25 мин.
10.«Горящая свеча» 25 мин.
11.«Солнышко и тучка» 25 мин.
12.«Подснежники» 25 мин.
13.«Фруктовая корзина» 25 мин
14.«Рыбка» 25 мин
15.«Родной город» 25 мин
Итого: 18
18 7 часов 30 минут
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Умелые ручки». Старшая группа.
№темы Название темы Форма проведение Методы и приемы организации Материалы
1. «Знакомство с витражами» Игра-рассматривание 1. Рассматривание готовых витражей.
2. Рассказ воспитателя об изготовлении витража.
3. Показ и игра с гофрированной бумагой.
Белые листы, Листы черного картона, разные цвета гофрированной бумаги.
2. «Цветные ладошки» «Игра» рисование 1. Игра «Вот так наши ручки».
2. Беседа «Наши ручки не знают скуки».
4. Составление композиций.
5. Составление коллективной работы «Цветные ладошки».
Цветная бумага, ножницы. Простые карандаши, клей, бумага, картон для создания коллективной работы.
3. «Яблоко» «Изготовление витража» аппликация- витраж. 1. Дид. игра «Угадай на вкус».
2. Рассматривание и обследование яблок.
3. Чтение стихотворение Н. Кончаловской «Показал садовод».
4. Беседа по содержанию стихотворения.
5. Составление витражей. Черный картон, гофрированная бумага, клей, ножницы, пайетки, салфетки.
4-5. «Золотые листочки» «Экскурсия по осеннему лесу».Аппликация- витраж. 1.«Путешествие по осеннему лесу».
2. Дид. игра «Угадай, с какого дерева детка».
3. Показ выполнения витража.
6. Оформление композиции Ножницы, клей, тонкая гофрированная бумага разного цвета
6. «Грибок» «Экскурсия в лес». Аппликация –витраж. 1. Экскурсия по лесу.
2. Рассматривание иллюстраций грибов.
3. Дид. игра «съедобные и не съедобные».
4. Изображение грибов для витража.
5. Игра «Овощная грядка».
Тонкая гофрированная бумага разного цвета, ножницы, клей.
7. «Снеговик» «Беседа», аппликация- витраж. 1. Беседа о зиме, снеге, о свойствах снега.
2. Чтение стихотворения «Снежный день» О. Высотской.
3. Беседа по содержанию.
4. Показ способов выполнения работы.
5. Выставка «Снеговик»
Листы бумаги синего, розового, голубого цвета, гуашь, кисти.
8. «Зимний город» «Экскурсия по зимнему городу» 1.«Путешествие по улицам зимнего города».
2. Проблема : как создать зимний город?
3. Выполнение работы.
4. Композиция «Зимний город».
Тонкая гафрированная бумага, клей, вата
9. «Сердце матери»
«Беседа» Аппликация- витраж 1. Беседа о добром сердце.
2. Рассматривание образа витража.
3. Объяснение выполнения работы.
4. Чтение стихотворения «Мамино сердце».
Листы бумаги синего, розового, голубого цвета, гуашь, кисти.
10. «Елка»
«Аппликация- витраж» 1. Беседа о зиме.
2. Рассматривание новогодних елок.
3. Выполнение работы.
4. Композиция «Елка».
Тонкая гафрированная бумага, клей, вата
11-12. «Горящая свеча» «Беседа» Аппликация- витраж 1. Беседа о Рождестве.
2. Беседа о выполнении витража.
4. Составление композиции «Горящая свеча»
. Красная гофрированная бумага, клей, вата, пайетки, глаз.
13. «Солнышко и тучка» Аппликация декоративная 1. Беседа по пословицам, потешкам, стихам, загадкам о солнышке («Солнышко, повернись!»).
4. Напоминание детям способа выполнения работы.
5. Чтение детьми потешек и стихов о солнышке:
6. Выполнение работы.
Черный картон, гофрированная бумага, клей, ножницы, пайетки, салфетки.
14. «Подснежник» Аппликация- витражи 1. Воспитатель показывает презентацию «Подснежник».
2. Чтение стихотворения Е. Благининой «Все хожу, все думаю, смотрю.»
3. Воспитатель показывает детям приемы выполнения работы.
4. Оформление выставки рисунков.
Цветные салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы, пайетки.
15-16. «Фруктовая корзина» «Экскурсия по огороду». Аппликация- витраж 1. Экскурсия по саду. Загадывание загадок о фруктах.
2. Чтение стихотворения «Показал садовод».
3. Изображение фруктов в корзине.
4. Игра «Фрукт, фрукт- покажись».
Разноцветная гофрированная бумага, клей, ножницы.
17. «Рыбка»
«Изготовление витража» аппликация- витраж. 1. Рассматривание иллюсраций с изображением рыб. 2. Показ выполнения работы.
3. Составление витражей. Черный картон, гофрированная бумага, клей, ножницы, пайетки, салфетки.
18 «Родной город»
«Путешествие по улицам родного города».Аппликация- витраж. 1.«Путешествие по улицам города», по иллюстрациям.
2. Задание детям: создать родной город.
3. Объяснение воспитателя.
4. Показ выполнения витража.
5. Оформление композиции «Родной город»
Ножницы, клей, тонкая гофрированная бумага разного цвета