Юлия Михайловна Воронина
Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность «Волшебный камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность
Цель:
Формирование представления о магните и его свойствах.
Задачи:
Образовательные :
1. Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства.
2. Формировать умение опытным путем выявлять материалы, которые могут стать магнетическими.
Развивающие:
1. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.
2. Развивать познавательные действия, формировать умения устанавливать причинно – следственные связи.
Публикация «Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность „Волшебный камень“» размещена в разделах
3. Развивать речь:
- активизировать словарь
- формировать умения давать полные ответы
4. Развивать коммуникативные действия
Воспитательные
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
2. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
3. Воспитывать ЗОЖ.
Ход занятия
- Ребята, подойдите ко мне. Давайте встанем в круг.
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.
Мы ребята дружные — да — да – да.
Мы совсем не скучные – да – да – да.
Настроение – отличное – да – да — да.
Все к занятиям готовы – да – да – да.
Ну, тогда уже приступим — да – да – да.
Появляется Лунтик, вносит коробку с большим с магнитами.
-Ребята, к нам в гости пришёл Лунтик. Он нашёл очень интересный камень и хочет узнать, что это за камень и какими свойствами он обладает, поможем ему?
-Ребята! Я предлагаю вам пригласить Лунтика, посетить наш институт и на некоторое время стать учеными — исследователями. Мы сегодня с вами будем проводить опыты и поможем Лунтику найти ответы на его вопросы, а все наши опыты будем заносить в дневник наблюдений.
-Давайте пройдем в лабораторию №1.
Подходят к столу.
-Здесь мы будем рассматривать камни, которые принёс Лунтик. Возьмите в руки камень, какой он на ощупь?
-Давайте погладим его, какой он?. (гладкий, холодный, тяжёлый).
-Ой, ребята, посмотрите, к моему камню приклеился ключ.
-Интересно, а к вашим камням может приклеиться ключ? Давайте проверим.
Дети проверяют как ключ прилипает к их камням.
-Давайте, проверим какие предметы, притягивают ваши камни.
-Положите на поднос те предметы, которые притягивают ваши камни.
-Из чего сделаны предметы, которые мы выбрали?. (Из металла)
-Значит, какие предметы притягивает наш необычный камень? (металлические)
-Чтобы узнать, что это за камень отгадайте загадку…
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
-Кто – то, догадался какой это камень?.
-Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Я вам хочу немного рассказать об этом камне.
Послушайте одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
-О каком свойстве магнита мы узнали в лаборатории №1
(Магнит притягивает только металлические предметы.)
Давайте прикрепим нашу схему в дневник наблюдений.
-А теперь я вас приглашаю в лабораторию №2.
-Что лежит у нас на столе?. (магниты и самолёты)
-Как вы думаете, почему магнит и самолёты окрашены в два цвета….
-Давайте. Попробуем соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит?. (самолетики отталкиваются).
-А теперь попробуем соединить разными концами- красным и синим. Что происходит?. (самолетики соединяются).
-Как вы думаете, почему, когда мы соединяли самолётики одинаковыми концами они отталкивались, а когда соединяли разными концами они притягивались?.
-А происходит это, потому что у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
- Ребята, какой можно сделать вывод? ( Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.)
Динамическая пауза
-Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет.
-А сейчас, я вас приглашаю в лабораторию №3. Ребята, посмотрите, я уронила в банку с водой скрепки, как их можно достать не замочив руки….
- Попробуем достать магнитом.
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
- Ребята, какой можно сделать вывод? (Магнит действует через стекло).
Демонстрация схемы.
-Я сегодня торопилась и уронила болтики в тарелочки с песком, как их можно быстро собрать?. (на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.)
- Какой можно сделать вывод?. (Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок)
Демонстрация схемы.
-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Рыболов», правила её просты нужно с помощью удочки поймать рыбку.
Дети играют.
-Почему рыбки прилипают к удочке? …
-Давайте рассмотрим удочку. Что есть у удочки?. (магнит)
-Откуда мы доставали рыбок?. (Из воды)
- Какой можно сделать вывод?. (Магнит действует через воду)
Демонстрация схемы.
-На полянку с цветами, которая есть в нашей группе, прилетела бабочка. Посмотрите, как она легко перелетает с цветка на цветок. Как же она передвигается по нарисованной полянке?.
-Может быть, кто-то догадался, как я управляю бабочкой?. (с помощью магнита)
-Посмотрите, у нас скрепка соприкасается с магнитом?. (нет)
-Но свойство магнетизма мы наблюдаем.
- Какой можно сделать вывод?. (Магнит действует через картон)
-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Демонстрация схемы.
Возьмите свои магниты и перейдем в следующую лабораторию.
-Попробуйте к магниту подвесить снизу скрепку.
-Поднесите к ней еще одну, что получилось?. (верхняя скрепка притягивает нижнюю)
- Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
-Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
- Какой можно сделать вывод?. (магнитное поле можно создать искусственно.)
Демонстрация схемы.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
- Давайте ещё раз расскажем Лунтику какими свойствами обладает магнит?
(На доске выставлены схемы — подсказки).
Дети называют свойства.
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло.
4. Магнит действует через картон.
5. Магнит действует через воду.
6. Магнит действует через песок.
7. Магнитное поле можно создать искусственно.
-Что вам сегодня понравилось?
-Что показалось сложным?
-О чем вы можете рассказать и показать дома своим родителям?
-Для этого я вам подарю магнитики.