Надежда Субботина
Непосредственно образовательная деятельность «Россия — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №72 общеразвивающего вида
Непосредственно образовательная деятельность
«Россия – наш общий дом»
Выполнила:
Воспитатель подготовительной группы
Субботина Н. Н.
Томск 2016
Цель: Познакомить детей с многонациональным составом населения России.
Задачи:
Образовательные
- Формировать понятие «единство народа».
- Знакомить детей с разными народами России, их обычаями, традициями.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Россия — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Расширять знания о природных богатствах России.
Развивающие
- Развивать интерес к истории своей страны.
- Способствовать развитию речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков.
- Формирование умения работать в группе.
Воспитательные
- Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к Родине.
- Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
- Формирование чувства гордости за свою страну, народ.
Предварительная работа:
- Знакомство с географическим положением России.
- Знакомство с символикой нашей страны.
- Разучивание песни В. Струве «У моей России длинные косички».
Приоритетная образовательная область : «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструктивная.
Оборудование: карта России (контур) на ватмане, с флагом, гербом, гимном, изображением президента; паззлы по цвету природных зон России; картинки с изображением разных народов России (большие и маленькие); куклы в национальных костюмах; раскраски национальных костюмов; пластилин, цветная бумага, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеёнки, салфетки, вата, карандаши цветные, мелки восковые; детали животных и жилища для конструирования; разрезные картинки; заготовка для яранги и юрты из трубочек и ткань; мягкие подушки по количеству детей; ткань синего цвета для водоёма; ткань для юрты; макет яранги, сани; рыбки на верёвочках, прикреплённых к карандашам; проектор, доска, ноутбук, минусовка песни.
Использованная литература:
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2015. – 96с.
Наша родина – Россия. Информационно – деловое оснащение ДОУ. – М. : «Издательство «Детство – пресс».
Колпакова О. Дома мира. М. : – «Издательство «Настя и Никита», 2015.
Вохринцева С. В. Окружающий мир. Наш дом – 2008.
Сеть интернет
Ход НОД:
Слайд 2
Дети заходят в зал под музыку Г. Струве «У Моей России длинные косички» становятся полукругом перед зрителями, здороваются с ними и поют первый куплет песни и припев:
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Под музыку дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Я согласна с автором этой песни, что «нет земли красивей» и сейчас мы с вами это докажем, а заодно и вспомним чем богата наша Родина.
Дети подходят к плакату, на котором изображена карты России, которую начали оформлять ранее (на плакате приклеены флаг, герб, гимн, президент).
Воспитатель: Только вот незадача - пока я карту несла – все детали рассыпались. Поможете их сложить?
Для этого отгадайте загадки:
На планете это место
Чрезвычайно интересно.
Там совсем деревьев нет,
Не растет и клевер,
В этой точке юга нет,
А повсюду - …
(Север).
- Чем богата наша Родина на Севере страны (богата ледниками, снегами). Деталь какого цвета мы возьмём? Это зона Крайнего Севера называется Тундра.
Дети берут деталь белого цвета и прикрепляют к северной части на карте. Далее собирают цветовые пазлы, соответствующие природным зонам России.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой?
(Лес) – зелёный паззл
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке.
(Горы) – коричневый паззл
Тут, куда не кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами.
(Степь) – жёлтый паззл
В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.
(Пустыни) – светло-коричневый
Воспитатель: Посмотрите, чем богата наша Родина?
Слайд 3
Дети отвечают, воспитатель показывает на слайд и называет природные зоны.
- На севере снегами и льдами – зона тундры, лесами, степями, горами. Даже пустыни есть.
- Какая зона занимает больше всего места?
- А какая самая маленькая?
Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. И начнём с самого севера.
- Ой, вы ничего не слышали? Голос чей-то? Посмотрим?.
Воспитатель: Вы пока рассаживайтесь на стульчики, а я посмотрю кто там.
Воспитатель достаёт куклу – представителя народов крайнего севера и от её лица разговаривает с детьми.
Слайд 4
Чукча (кукла) : Здравствуйте, ребята! Я по национальности чукча. Я живу в Тундре, среди снега и льда. Хотите узнать, кто ещё живёт со мной на Крайнем Севере? Кто может прочитать?
Слайд 5
Чукчи, ненцы, якуты, ханси, манси.
Один ребёнок читает, кукла повторяет.
Чукча (кукла) : Сколько нас много!.
Слайд 6
Чукча (кукла) : Для езды по снежным просторам, мы, жители Крайнего Севера используем сани – нарты, которые запрягаем особой породой ездовых собак (хаски, либо оленями.
Слайд 7
Чукча (кукла) : Основным нашим занятием является охота, рыболовство и оленеводство. Мы, народ кочевой.
- Что это значит, кочевой?
- Это значит, что племена всегда перемещаются, следуя за стадами домашних оленей.
Слайд 8
Чукча (кукла) : Одежда наша очень тёплая – она сделана из оленьих шкур, украшена мехом и вышивкой.
- Олени дают нам все: и одежду, и еду, и крышу над головой. Наше жилище называется чум или яранга. Она легко разбирается, т. к. состоит из палок, которые покрываются оленьими шкурами. Вот посмотрите.
Чукча разбирает макет чума.
Чукча (кукла) : Что-то рыбки захотелось. Поможете наловить?
Воспитатель: Поможем? А Где мы сможем наловить рыбу? Тогда идём к водоёму. Слайд 9
Игра «Поймай рыбку»
Дети встают вокруг импровизированного водоёма, берут карандаши и по команде чукчи начинают накручивать ленту на карандаш, проговаривая стихотворение:
Рыбки в озере живут.
Рыбки в озере плывут.
Хвостиком ударит вдруг,
И услышим мы – плюх, плюх!
Воспитатель: Посмотрите, а у … рыбка не простая. Она хочет что-то нам сказать.
Воспитатель берёт в руки рыбку и рассказывает о задании.
- Рыбка говорит, чтобы жить в суровых условиях Севера, нужно иметь крепкое здоровье. А для этого, что мы должны делать?. Дети отвечают
Массаж спины
Дети встают друг за другом и делают соседу спереди массаж. Второй раз поворачиваются и делают тем, кто делал им.
С неба падают пушинки,
Белоснежные снежинки.
(Пальчиками постукивают по спине)
В воздухе летят, кружат
Вьюгу нам позвать хотят.
(Гладят ладонями по спине круговыми движениями)
И метель тут разыгралась –
Всё вокруг заколыхалось
(Стучат легонько ладонями по спине)
Ой, ребята, ураган –
Расходитесь по домам!
(Стучат легонько кулачками по спине)
- И мне пора возвращаться, до свидания.
Кладёт на сани сложенную ярангу и уезжает.
Воспитатель: На память о своём народе чукча оставил нам картинки с их изображением. Давайте их приклеим к карте, что не забыть о нашем знакомстве.
Слайд 10
(Один выходит и наклеивает их на карту в зоне севера)
Слайд 11
Воспитатель: По соседству с народами Крайнего Севера, в зоне лесов – тайге, живём мы с вами – русские. Хоть тайга богата хвойными лесами, но символом России является другое дерево. Какое?
- Берёза.
- А это национальный костюм нашего народа: у девушек – сарафан, рубашка и кокошник, а у молодца – штаны, рубаха, кафтан, кушак.
- Если посмотреть на национальную одежду, берёзу, кремль, народную роспись. Какие цвета преобладают? (Белый, синий, красный). И что они нам напоминают? (Флаг)
- Вот и они дают нам картинки на память о себе …
- Как всё-таки красиво в нашем лесу. Может, присядем, отдохнём? Вот и подушки. (На подушки)
Слайд 12
Воспитатель: Нашими близкими соседями являются такие народы.
Калмыки, буряты, мордовцы, башкиры, татары, цыгане и другие.
- А вы знаете, что некоторые из них не пользуются мебелью. Как вы думаете, где они тогда сидят, едят, спят?
- Почему?
Слайд 13
Изображение людей, сидящих в юрте на полу.
Воспитатель: Они живут в степи. Этот народ тоже кочевой.
- Что это значит? С какими кочевыми народами вы уже познакомились?
- На чём передвигаются народы Крайнего Севера?
- Да, на санях, запряжёнными оленями или собаками.
Слайд 14
- А люди степи передвигаются на повозках и запрягают в них … ?
Слайд 15
Юрта
Воспитатель: Жители степей создают свой дом из шерсти овец. Из неё они делают ковры, которые и являются тёплыми стенами дома. Такой дом называется юрта.
- На какое жилище похожа юрта?
- Юрту можно собрать всего за один час и перевезти с собой, также как и … (ярангу)
Воспитатель: Хотите поиграть – построить юрту? Тогда слушайте и повторяйте.
Слайд 16
Игра «Юрта»
Раз – овечка, два – колечко,
Вот готов уже ковёр.
Но летать на нём не станем
Юрту новую поставим!
1-2-3-тяни!
Дети, держась за кусок ткани, идут по кругу. На последнюю строчку одновременно поднимают ткань над головами и садятся на корточки, укрывшись с головой.
Воспитатель: Посмотрите, что здесь лежит. (Картинки жителей степи)
Слайд 17
Воспитатель: В каких природных зонах мы ещё не побывали? (Горы, пустыни)
- Присаживайтесь куда вам удобнее: на подушки или на стульчики, и посмотрите …
Слайд 18
Воспитатель: Это народы, живущие в горах (осетины, кавказцы, ингуши)
Слайд 19
Воспитатель: Сакля – жилище кавказских горцев. Сакля строится из глины и может крепиться прямо к скалам. Селения горцев выглядели как большая каменная лестница, в которой крыша одного дома являлась полом или двором для дома сверху.
- Горные жители занимаются разведением овец и коз.
- Что они дают человеку?
Слайд 20
Пальчиковая игра «Овечки»
Шерсть у овечек –
В забавных колечках.
(Дети поочерёдно соединяют все пальчики с большим, образуя колечки)
Пострижём к зиме овечек –
Будет много пряжи.
(Ножницы в разном положении)
Очень много рукавичек,
Свитеров навяжем.
(Вяжем спицами)
Воспитатель: Посмотрите, что оставила нам овечка. (Картинки с изображением жителей гор)
Воспитатель:
Слайд 21
- С какими народами мы познакомились? (Дети отвечают)
- Даже получили картинки на память.
- У каждого из них, свои традиции и обычаи.
- Даже национальный язык у каждого народа свой.
- Но, несмотря на это, нас что-то объединяет. Что? (Мы живём в одной стране и говорим на русском языке)
- Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.
- С помощью карты и представителей разных народов мы показали, что мы едины?.
Слайд 22
Воспитатель: Есть даже такой праздник «День народного единства», который празднуется 4 ноября – совсем скоро.
Воспитатель: А теперь я предлагаю порисовать, полепить, поиграть…
Дети распределяются по группам, в зависимости от вида продуктивной деятельности :
• Конструирование из деталей (животные, сани и повозка; юрта и яранга).
• Разрезные картинки «Народы России», «Жилища».
• Раскрашивание национальных костюмов.
• Лепка (по замыслу детей, можно животных или кукол).
• Аппликация (туловище овечки ватой).
• Игра «Одень куклу».
После продуктивной деятельности, дети, с выполненными работами встают полукругом.
Воспитатель:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
(Степанов В.)
Включается продолжение песни В. Струве «У моей России длинные косички», дети проходят по залу, говорят до свидания и уходят.