Ольга Протасова
Квест-игра «Пятый элемент». Поисково-познавательная игра в форме экспериментальных действий.
▼ Скачать + Заказать документы
КВЕСТ – ИГРА «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ»
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Данная работа предлагает решение следующих задач.
Цель:
1. развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);
Публикация «Квест-игра „Пятый элемент“, Поисково-познавательная игра в форме экспериментальных действий,» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обучающие задачи:
1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);
3. расширять представление детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).
Развивающие задачи:
5. развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
6. развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Воспитательные задачи:
7. воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
8. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Организационный этап:
- в квест-игре участвуют 2 команды по 6-7 человек (старший и подготовительный возраст);
- у каждой команды: капитан, название команды, эмблема (готовятся заранее);
- конверты с заданиями (на стенах) для детей, для прохождения квест-игры к конечной цели.
КВЕСТ – ИГРА (сценарий)
Воспитатели: - Ребята, сегодня мы с вами поучаствуем в квест-игре. Нам нужно пройти все задания и выполнить поручение профессора Колбочкина, ему нужна наша помощь. Для этого нужно быть внимательным и собранным, принимать быстро решения и помогать друг другу! Вы готовы отправиться в путешествие? (ДА) Тогда в путь!
- Посмотрите на эту карточку и скажите, где можно увидеть эти предметы и что это за предметы? (ответы детей). И мы отправляемся с вами в штаб связи, где нас будет ждать Профессор Колбочкин.
Команды со своими воспитателями встречаются в муз. зале (штаб связи) перед интерактивной доской, приветствуют друг друга, представляют командиров.
- Ведущий: Ребята, поступил срочный звонок из «СКОЛКОВО-КИДС» из лаборатории профессора Колбочкина! Вы готовы выйти на связь с профессором? (да) Тогда включаем скайп!
(На интерактивной доске – включаем скайп… Появляется вначале один глаз, потом другой, затем нос, и сам профессор. Говорит с некоторым волнением и рассеянностью).
- Профессор: Все пропало, все пропало! У моего помощника-робота Электроника вышла из строя энергетическая батарейка, некоторые составные детали-элементы потеряны! Ребята, вы должны помочь найти эти элементы, чтобы собрать волшебный фонарик и направить энергетический поток ко мне в лабораторию и зарядить моего помощника Электроника. ВЫ согласны? (пауза, ответ детей). Тогда каждой команде нужно пройти свой путь, выполнить все задания и после этого снова связаться со мной! Ведущий поможет вам найти свой маршрут, по которому вы пойдете! До связи!
- Ведущий: Капитаны команд, подойдите ко мне. У меня в руках фишки двух цветов – зеленая и розовая (зеленая и розовая лестницы). Какого цвета фишку капитан выберет, по такому маршруту ваша команда и направится! Вот вам игральные кубики, какое количество выпадет на кубе, конверт с таким номером и заданием вы выполняете.
(Капитаны выбирают маршрут и отправляются по нему выполняя задания и двигаясь по стрелкам. Воспитатели помогают.)
- Ну что ж, маршруты выбраны, правила известны, можно отправляться в путь! Желаю всем удачи! До встречи на этом же месте!
(Дольше дети выполняют все задания по стрелкам в конвертах, заходя в лаборатории и выполняя задания там, собирая детали-элементы для Электроника. Для каждой команды 2е лаборатории.)
РОЗОВЫЙ МАРШРУТ
Лаборатория «ВОЗДУХА»
- Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ВОЗДУХ». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. "Поиск воздуха"
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
(Воздух)
- Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
- Предложить детям доказать с помощью предметов на их выбор, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы (трубочки для коктейля, вертушки «Ветерок», воздушные шарики, пакеты, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик, дует на вертушку и т. д.).
- Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Эксперимент 2. «Воздух работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).
Ученый-лаборант предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Эксперимент 3. «Сухой из воды» Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан, взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ.
Ученый-лаборант: Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• Столы;
• Листы бумаги;
• Тазы с водой;
• Пластиковая бутылочка;
• Трубочки, вертушки, воздушные шарики, пакеты;
• Стаканы 2 шт;
• Салфетки.
Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»
- Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ПЕСОЧНАЯ». Здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Песочные часы»
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода» - сравнить!
- Предложить детям самим собрать песочные часы из подручных материалов, (детали заготовить заранее: маленькие бутылочки из под мин. воды, крышки – заранее склеенные и с пробитой дырочкой, сухой песочек). Дети собирают часы, добавляют песок и с помощью воспитателя или лаборанта отмеряют песок по времени- 1 мин.
Эксперимент 2. «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Описание. Ученый-лаборант предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
- На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки. ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ.
Ученый-лаборант: Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи! Ребята из лаборатории «ПЕСОЧНАЯ» проходят до штаба связи по стрелкам, выполняя задания. Когда все команды оказываются в муз. зале, Ведущий им сообщает:….
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• песок, вода, лупы,
• листы плотной цветной бумаги (с контурным рисунком,
• клеевые карандаши,
• пластиковые бутылочки, песочные часы.
ЗЕЛЕНЫЙ МАРШРУТ
Лаборатория «ВОДЫ»
- Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ВОДА». Здесь мы проводим опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Описание:
На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? (выводы детей).
Лаборант предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льете. Какой слышим звук? (выводы детей).
Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку
Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде? (ответы детей)
Эксперимент 2. «Вода принимает форму»
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Ученый-лаборант рассказывает, как он гулял под дождем и видел лужи, купался в бассейне, и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? (ответы детей).
- Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.
- Ученый-лаборант: Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• две прозрачные банки (одна заполнена водой,
• маленькие ковшики,
• таз с водой, поднос, воронки,
• предметные картинки
• узкий высокий стакан, широкая миска,
• резиновая перчатка, надувной шарик,
• цветные карандаши.
Лаборатория «СВЕТА»
- Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «СВЕТ». Здесь мы проводим опыты со светом. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Свет повсюду»
Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Описание. Ученый предлагает детям определить, темно сейчас или светло (какое время суток, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)
• Игра «Свет бывает разный» — ученый-лаборант предлагает детям разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
- Ученый предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарики). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке- сундуке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарики.
- Ребята, это не простые фонарики, волшебные. С помощью этих фонариков можно смастерить «Театр теней».
Эксперимент 2. «Свет и тень»
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Описание. Лаборант выключает свет, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Ученый – лаборант перед фонариком помещает свою руку. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют.
- Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с ученым рассматривают фигурки животных и показывают их тени. ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ.
Ученый: - Ребята, спешите в штаб связи, там вас ждет другая команда, вам необходимо объединиться и помочь Профессору Колбочкину! Мои задания вы выполнили, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;
• картинки с изображениями источников света;
• несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа);
• сундучок с прорезью, фонари, оборудование для теневого театра;
- Ребята из лаборатории «СВЕТ» проходят до штаба связи по стрелкам, выполняя задания. Когда все команды оказываются в муз. зале, Ведущий им сообщает:
- Ведущий: Молодцы Ребята! Вижу, что все задания выполнили и вернулись в срок, не заблудились! Теперь нам надо объединить усилия и помочь профессору и его другу Электронику. Мы должны собрать волшебный фонарик (в центре зала стоит стол, вокруг стола собираются команды, а командиры с ведущим на столе собирают фонарь). (Включаем повторно скайп и выходим на связь с Профессором Колбочкиным)
- Профессор: Все пропало! Все пропало! Я ни как не могу починить моего робота Электроника! Ребята! Вы нашли недостающие элементы? (пауза, ответ детей) Тогда посылайте скорее энергетический поток ко мне в лабораторию! Собранным фонарем, светим на робота, но ничего не происходит.
- Профессор: Ребята, вы собрали четыре элемента, Вам не хватает «ПЯТОГО ЭЛЕМЕНТА» - самого главного!
- Ведущий: - Какого элемента не хватает? Мы собрали четыре Эл-та и объединили наши силы, мы действовали сообща!
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее. (Дружба).
-Ведущий: Правильно Ребята – это дружба! Давайте скорее возьмемся за руки и цепь дружбы замкнется! Фонарь зажигается, мы направляем его на робота, звучит веселая энергичная музыка. Из за ширмы выходит РОБОТ и начинает двигаться под музыку. Мы- УРА! У нас все получилось, мы помогли профессору!
Робот: У-РА! У-РА! Спа-си-бо про-фес-сор! Я сно-ва в стро-ю!
Профессор: Это не мне спасибо, а ребятам! Это они помогли тебе!
Робот: Э-то прос-то здо-ро-во! Спа-си-бо ре-бя-та! Вы ме-ня спас-ли, за-ря-ди-ли сво-ей э-нер-ги-ей друж-бы! А сей-час я хо-чу по-де-лить-ся е-ю с ва-ми!
ВЕДУЩИЙ: Встаем в круг дружбы и танцуем. Робот касается каждого ребенка под веселую музыку и показывает танцевальные движения, дети их выполняют. Это наш танец дружбы!
- РОБОТ: У-хх! Хо-ро-шо же я по-тан-це-вал! И энергии от этого танца только больше стало! Молодцы! А чтобы у вас всегда была энергия творить и изобретать я дарю вам свои подарки! (достает из большой коробки коробочки с конструктором по одной на команду и сладкий приз на каждого ребенка группы). Еще раз благодарит детей и приглашает на общее фото. КОНЕЦ!