Наталья Севрюкова
Поисково-исследовательский проект «Эксперимент в садике и дома» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составили воспитатели:
Севрюкова Н. Н Ушакова. В. М
Проведение проекта : февраль март 2018
Тип проекта : поисково-исследовательский
Актуальность: по результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Особое значение мы придали исследованиям, которые ребёнок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой - включаются в совместное с ребёнком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.
Публикация «Поисково-исследовательский проект „Эксперимент в садике и дома“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Цель: расширение и углубление представлений детей об окружающем мире,формирование интереса к исследовательской деятельности,воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи проекта :
Образовательные :
• Познакомить детей со свойствами воды, её состояниями ;способностью растворять в себе другие вещества;
• Закрепить полученные знания о воде;
• Формирования представлений сбора и обработки информации;
• Формирование представлений экспериментаторской деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам;
• Воспитание усидчивости, способности работать в группах, в коллективе, в семье;
• Проявление терпения и умения дослушать ответ товарища до конца умение вступать в диалог со взрослыми.
Развивающие :
• Развитие связной речи;
• Развитие экологической культуры детей;
• Развитие эмоционально-положительного отношения к познанию окружающего мира;
• Развитие наблюдательности детей,их умение анализировать,сравнивать,обобщать,устанавливатьпричинно-следственные связи,делать выводы;
• Развивать навыки работы со словарём.
Объект исследования:
В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом её свойств: прозрачная жидкость, бесцветная, без запаха, не имеет формы,находится в трёх состояниях в природе.
Участники проекта :
Дети 2мл группы «Колокольчики»
Родители Воспитатели:Севрюкова. Н. Н. Ушакова В. М
Этапы проекта :
I. этап Подготовительный:
постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта;
накопление информации по теме проекта :подбор литературы,иллюстраций,стихов,пословиц,поговорок,загадок,сказок,прослушивание музыкальных композиций;
подготовка педагогов и родителей;
знакомство родителей с целями и задачами проекта.
Предполагаемый результат:
По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде,её свойствах;на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни и приобретут элементарные навыки исследовательской деятельности.
В ходе работы над проектом использовались различные виды детской деятельности:
1. элементарные опыты и эксперименты
2. игры и игровые обучающие ситуации
3. исследования
4. наблюдения
5. работа со словарём
6. прослушивание музыкальных произведений
7.
II. этап Исследовательский:
занимательные опыты были проведены с детьми в детском саду и дома. Результаты опытов фиксировались в виде фотографии
Опыт№1
Цель: исследовать воду на вкус.
Оборудование:3 стакана спитьевойводой,сахар,лимон.
Ход работы:в первый стакан добавить немного сахара, во второй-сок лимона,в третий-ничего не добавляем. В каком стакане вода?
Опыт№2
Цель:имеет ли вода форму?
Оборудование :поднос,стакан с водой.
Ход работы:налить на поднос немного воды; с помощью губки убираем эту лужицу и снова наливаем немного воды. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму?
Опыт№3
Цель: исследовать различные состояния воды
Оборудование: шарики льда, стакан с водой
Ход работы: проверить, что произойдёт с водой если её заморозить.
Опыт№4
Цель :исследовать свойства воды на растворение отдельных веществ.
Оборудование: 3 стакана с водой, баночки с сахаром,с солью
Ход работы: исследовать, как происходит растворение в стаканах сахара, поваренной соли
Исследовательское занятие «Золушка»
Цель:закрепление знаний об агрегатных состояниях воды;формирование преставлений об испарении жидкостей ;развитие способностей к преобразованию.
Оборудование: стакан с водой, карандаш простой.
Домашнее задания родителям
Провести опыт по испарению воды во время кипения:налейте немного воды в кастрюлю,когда вода закипит, понаблюдайте с ребёнком за понижением уровня воды. Обратите внимание на фазы кипения: начало (вода начинает нагревается,промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последние (бурное кипение)
Проведите опыт по испарению воды, капнув немного на блюдце, понаблюдайте с ребёнком за уменьшением объёма капли. Предложите ребё нку зарисовать фазы испарения: начало (исходная капля, промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла)
Исследовательское занятие «Превращение пара в воду»
Цель :формирование представлений о конденсации воды- превращении пара в воду при охлаждении пара. развитие способностей к преобразованию.
Оборудование: термос с горячей водой, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеёк.
Домашнее задание родителям
Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющей воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите с ребёнком результат опыта. Обратите его внимание на то, что пар –это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.
Дидактическая игра «Царство льда, воды и пара»
Часть детей находится в «царстве льда»,другие дети-в «царстве воды». Выходит солнышко- играет дудочка. Дети- ледышки бегут в царство воды,дети- капельки бегут в царство пара. Далее Дед Мороз может вернуть их обратно и даже собрать всех в царство льда, так же как и солнышко может собрать их всех в конце игры в царство пара.
В процессе игры следует «ходить» и «нагревать» одновременно-«капельки» станут ледышками, а «ледышки» -капельками, ведь ледышки просят солнце, а Дед Мороз морозит воду.
Когда дети бегут в царство воды, то должны повторять за воспитателем :
Мы капельки, мы капельки,
Хорошо живём.
Мы капельки, мы капельки,
Плывём, плывём, плывём!
(Дети ходят по кругу и совершают плавательные движение)
В царстве льда дети садятся, обхватывают себя руками и проговаривают вместе с воспитателем: Солнышко- солнышко,
Горячо свети,
Солнышко- солнышко,
В водичку преврати!
Дидактическая игра «лёд-вода-пар»
На команду воспитателя «Пар» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят «Ф-ф-ф»). на команду «Вода!» дети плавают, на команду «Лёд»- сжимаются.
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр»; В. Крупин «Живая вода»; русская народная сказка «Снегурочка»; С. Ю. Афонькин «Приключение в капле воды»;стихотворениеН. Нуркеновой «Туман»;Х. К. Андерсен «Снежная королева» «Русалочка»; рассказ Н. Носова «Горка»;А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке ирыбке».
Загадки о воде в природе с ответами
Пословицы о воде
Художественное творчество
Домашняя работа «Заполним аквариум водой.»
Беседа после просмотра документального фильма «Путешествие капельки» (тема «Круговорот воды в природе»)
Подвижные игры: ходят капельки по кругу; круговорот воды в моём понимании
Беседа:с показом презентации «Вода в жизни живых организмов»
Задачи: познакомить детей с представителями водной среды обитания; обратить внимание детей на черты приспособленности живых организмов в водному образу жизни, их охрана.
Рассматривание энциклопедии «Обитатели моря»,инсценировка произведения Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Презентация «Вода в жизни человека»
Задачи : показать значение воды в жизни и хозяйственной деятельности человека; формировать привычку бережное использование воды.
Беседа по теме «Вода у нас дома», «Что произойдёт, если не будет воды на планете?»
Опыты: «Состав почвы», «Как растения пьют воду».
Тема «Берегите воду»
Художественное творчество: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, океанов, предметных картинок; составление памятки «правила поведения на воде»; составление кроссвордов «Её величество вода»
Музыка: Прослушивание песен «Капитошка»; А. Верицева «Синяя вода»; шум прибоя, шум дождя, с диска «Добро пожаловать в экологию»
Литература:
Л. Н. Прокопова Организация экспериментальной деятельности дошкольников Аркти 2005г
М. П. Костюченко,Н. Р. Камалова Деятельность дошкольников в детской эксперементальной лаборатории-Волгоград :Учитель
М. Султанова. Простые опыты с водой ООО. Хатбер- пресс Россия
Н. Е. Веракса,О. Р. Галимов. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Мозайка–Синтез,Москва 2015
О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников Сфера 2005г