Кристина Серая
Познавательно-исследовательский проект в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "Комарик"
"Зимушка-волшебница"
Руководитель: Серая К. С.
п. Хулимсунт
Пояснительная записка
Все дети любят зиму, но не все задумываются всем ли хорошо зимой, как переживают холодное время года животные, птицы, растения, что было бы, если бы зимой не было снега. Проект «Волшебница-зима» дает детям возможность в течение пяти недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие вопросы.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в младшей группе» размещена в разделах
В процессе деятельности дети учатся бережно относиться к природе, у них формируются представления о правилах поведения в природе, дети будут замечать красоту зимней природы. Расширятся представления детей о характерных особенностях зимней природы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Проект «Волшебница-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Совместная деятельность поможет сблизить воспитателей, родителей и детей, научит взаимопониманию, доверию, сделает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. В процессе реализации данного проекта у детей развиваются такие качества, как умение объективно оценивать свою работу, уверенность в своих силах и способностях, целеустремленность, аккуратность.
Продолжительность проекта – 2 недели.
Период выполнения – с 11декабря по 24 декабря
Возраст детей – 3-4 года.
Цель:
1. Расширять представления о зиме,помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;
2. воспитывать бережное отношение к природе;
3. создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.
4. Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы «Зима» и Новогоднего праздника.
5. Познакомить с зимними видами спорта.
Задачи проекта:
1. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду) .
2. Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить наблюдать за птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
3. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. и предлагать детям передавать это в рисунках.
4. Побуждать детей участвовать к лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки) .
7. Организовывать подвижные игры с правилами на зимнюю тему.
8. Развивать желание детей петь Новогодние песенки, читать стихи, выполнять танцевальные движения.
9. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
10. Формировать потребности в чтении, как источник новых знаний об окружающем;
11. Развивать умение общаться со взрослым, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
12. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
13. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
Предварительная работа к проекту:
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (картинки из серии «Мир на ладошке», картины, настольные игры)
4. Составить перспективный план.
Перечень основных мероприятий:
Разработка памяток, рекомендаций для родителей.
Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей.
Изготовление буклета группы на зимнюю тему, листовок для родителей.
Разработка конспектов мероприятий.
Исполнители проекта и основные участники:
Воспитатели группы, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Актуальность проекта:
В 3-4 года ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Заключительный этап проекта:
1. Выставка на тему «Хоровод новогодних елочек»
3. Новогодний праздник на тему «Умка в гостях у ребят».
Результаты реализации проекта:
Расширился кругозор детей.
Повысилось количество детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
Привлечено большое количество родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Направления,содержание деятельности. Интеграция образовательных областей.
Наблюдения с детьми.
Птицы зимой (Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке)
Деревья (Наблюдение за деревьями)
«Где зимуют птички?»
Деревья и кустарники
Участок нашей группы. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).
«Зачем нам зима?» (Наблюдение за состоянием погоды)
Опыты, эксперименты:
«Где прячутся листья?»
«Насекомые зимой»
«Какой бывает снег?»
«Снег – вода – лед»
Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом
Чтение произведений :
«Зима» И. Суриков
«Лес зимой» В. Бианки.
«Под снегом на лугу» Н. Павлова
«Снег – что это такое?» З. Трофимова.
Стихи и рассказы про праздник Новый год.
Чтение художественной литературы:
О. Высотская
«На санках»,
В. Берестов
«Гололедица»,
Д. Чуяко
«Сосульки», Н. Мигунова
«Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка»,
А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; Сказки:
«Зимовье зверей»,
«Рукавичка»,
«Лиса и волк».
Рассматривание иллюстраций, картин:
Серия «Зимние забавы»
Серия «Зимние праздники»
Серия «Звери зимой»
Серия «Художники о зиме»
Развитие речи,социализация.
Рассматривание сюжетных картин:
«Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Лепим снеговика» Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. Коммуникация
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц»
Настольно-печатные игры:
«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».
Беседы
«Зима и дети. Зимние забавы»
«Если б не было зимы…»
«Зачем людям зима?»
«Зима в лесу»
«Если хочешь быть здоров…»,
«Опасный лед»;
Безопасность,социализация.
Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда, нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т. к. может заболеть горло)
Музыкальные произведения
«Елочка-елочка»
«Саночки»
«Закружился хоровод»
«Малыши-карандаши»
«Дед Мороз»
«Вот у дедушки Мороза» музыка
Работа с родителями (Информационный материал для родителей)
Картотека опытов «Эксперименты-веселые моменты»
Рекомендации «Опыты и эксперименты с детьми зимой»,
Игры с ребенком зимой;
Профилактика гриппа и других простудных заболеваний.
Выставка детских поделок на тему «Хоровод новогодних елочек».
Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на ледянках.
Художественно- эстетическая деятельность:
Обыгрывание новогоднего утренника:
«Умка в гостях у ребят»; Русская народная игра
«Зимний хоровод»; драматизация сказки
«Заячья избушка»; Разучивание песен:
«Елочка-елочка»
«Саночки»
«Закружился хоровод»
«Малыши-карандаши»
«Дед Мороз»
«Вот у дедушки Мороза»
Физкультурно - оздоровительная деятельность:
Безопасность,здоровье:
Подвижные игры «Мороз - красный нос»,
«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
«Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Хождение на лыжах.
Игра в снежки. Катание с горки на ледянках».
Развивающая среда:
Украшено помещение группы по зимней тематике. Снежинки,зимнее дерево.
Социализация, познание, продуктивная деятельность:
Сюжетные картины на зимнюю тематику. Картины для рассматривания «Зимующие птицы», «Дикие животные»
Времена года»
Книжки - раскраски
«Дикие животные», «Зимние забавы», фотоальбомы на тему «Зимушка-зима»
Труд, коммуникация
Работы по аппликации на темы: «Украсим елочку»
Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу»,
«Снежный лес».
Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей», «Снеговик».Лепка из пластилина на темы «Снеговик»,
«Весёлые снеговички»;
(рисование)
«Любимая варежка»;
(рисование)
«Елочка в снегу»; Познание
Результат проекта:
Результаты реализации проекта полностью совпадают с ожидаемыми результатами. Дети и родители активно и с большим желанием приняли участие в выполнении заданий. У детей появился интерес и понимание простейших взаимосвязей в природе, сформирована система знаний о зиме, зимних явлениях, о сезонных изменениях в природе, о зимних забавах, праздниках. Повысился уровень познавательного развития детей и их творческая активность. Пополнился словарный запас детей. Дети научились выражать эмоциональную отзывчивость к красоте зимней природы и бережно относиться к ней. Повысилось количество родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Предлагаемый проект может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми младшего дошкольного возраста.
.