Ольга Андреевна Павлова
Поисково-исследовательская деятельность в неживой природе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок дошкольник сам по себе является исследователем, проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возраст важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает мышление. Большое значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная, исследовательская деятельность.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность в неживой природе со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Исследовательский метод обучения позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию живой и неживой природы, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.
Я в своей работе использовала поисково-исследовательскую деятельность в неживой природе с детьми старшего дошкольного возраста.
Месяц Тема Проблема Материал Способы решения
вывод
Сентябрь
(вода) 1. «Помощница вода» Достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками. Банка с лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой, стаканчики. Вливать воду, пока она не польётся через край. Вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.
2. «Умная галка» Достать предмет, не опуская руку в воду. Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают из неё воду.
3. «Куда делась вода?» Выявить процесс испарения воды в разных условиях. Три мерные одинаковые ёмкости с окрашенной водой. Ё мкости с водой ставим в разные условия: закрытую и открытую ёмкости – между оконными рамами, открытую-в тепло, на батарею. В тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде. Когда ёмкость закрыта, испарение слабое.
4. «Откуда берётся вода?» Откуда берётся вода на крышке? Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка. Накрыть ёмкость с горячей водой холодной крышкой; тёплой крышкой. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Октябрь (воздух) 1.«Где теплее?» Выявить, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Два термометра, чайник с горячей водой. Держать руку выше - ниже батареи; у пола и выше стола; около чайника и над ним. Сравнение предположений с термометрами. Всё, что легче, поднимается вверх, значит тёплый воздух легче холодного и сверху теплее.
2. «Подводная лодка». Обнаружить, что воздух легче воды. Трубочка от сока; прозрачные пластиковые стаканы, ёмкость с водой. Погрузить стакан в воду, перевернуть его вверх дном, подвести под него изогнутую трубочку, вдуть под него воздух. Стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него. Воздух легче воды.
3. «Сухой из воды». Как можно утопить брусок, не намочив его? Ёмкость с водой, деревянные бруски, банки. Опустить брусок в воду, накрыть его банкой. Брусок не намок потому, что в банке находится воздух.
4. «Что быстрее?» Если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально, то какой быстрее упадёт? Два листа бумаги. Выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально. Первый лист падает медленно потому, что воздух давит на него снизу. Второй лист падает быстрее-воздуха под ним меньше.
Ноябрь (Песок, глина, камни) 1.«Воздух в почве». Есть ли в почве воздух? Почва, ёмкость с водой. Погрузить почву в воду и наблюдать за выделением пузырьков воздуха. В почве есть воздух.
2. «Вода в почве». Есть ли в почве вода? Почва, спиртовка, металлическая тарелка. В металлической тарелке нагреть почву над спиртовкой, держа над почвой зеркало. На зеркале появляются капельки воды. В почве есть влага.
3. «Питание в почве». Есть ли в почве питание? Почва. Понюхать почву и по запаху выявить наличие органических веществ. В почве есть питание.
4. «Почва и воздух». Выяснить, что легче почва или воздух? Почва, камни, мерная ёмкость, вода. Наполнить ёмкость камушками, засыпать почву и налить воды. Выделяются пузырьки, вода вытесняет из почвы воздух.
Декабрь (Цвет, свет) 1.«Солнечные часы». Как определить время по солнечным часам? Палочка, круг из бумаги. В центре круга закрепить колышек и в течение дня на окружности ставить цифры в соответствии со временем. Время можно определить по солнечным часам.
2. «Разные отражения». На каких поверхностях возникает отражение? Предметы, обладающие способностью отражения зеркала. Найти предметы, которые могут отражать, и в которых отражения нет. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.
3. «Отражение в зеркале». Зависит ли отражение в зеркале от света? Зеркало Рассмотреть своё отражение в зеркале при разной степени освещённости. Чем светлее в помещении, тем лучше, чётче отражение.
4. «Солнечные зайчики». Зависит ли появление солнечных зайчиков от света? Зеркальце Пускать солнечных «зайчиков» в помещении с разной освещённостью. Солнечные «зайчики» не появляются, если нет яркого света.
Январь (Магнетизм, магниты) 1.«Притягиваются-не притягиваются». Все ли предметы, взаимодействуют с магнитом? Предметы из различного материала. Найти предметы, определить материал и проверить взаимодействие с магнитом. Предметы из металла притягиваются к магниту. Предметы из меди, серебра и алюминия не притягиваются.
2. «Волшебная скрепка». Можно ли намагнитить металлические предметы? Магнит, скрепки, пластинки из металла, проволочки. Поднести магнит к скрепке, скрепку поднести к мелким металлическим предметам. Отсоединить скрепку от магнита. Скрепка намагничивается от магнита и к ней можно присоединить мелкие предметы.
3. «Два магнита». Как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу? Два магнита. Поднести один магнит к другому сначала одной потом другой стороной. Магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу.
4. «Магнитные силы». Пройдут ли магнитные силы через различные материалы и вещества? Фанера, картон, фольга, бумага, магнит, металлические предметы. Положить с одной стороны предмет, с другой - магнит и перемещать его. Магнитные силы проходят через многие материалы.
Февраль (Электричество) 1.«Волшебный шарик». Откуда возникает статическое электричество? Воздушные шары, шерстяная ткань. Осторожно натереть шар о волосы, ткань. К шару начинают прилипать кусочки ткани, волосы.
2. «Чудо причёска». Как проявляется статическое электричество? Пластмассовая расчёска, воздушный шар, зеркало, ткань. Причесать волосы, поднять расчёску над головой. Натереть расчёску кусочками ткани. При натирании получается «электричество».
3. «Волшебные шары». Взаимодействуют ли два наэлектризованных предмета? Воздушные шары на длинных нитках. Подвешенные шары натереть о волосы и отпустить. Шарики не притягиваются друг к другу.
4. «Как увидеть и услышать электричество? Как увидеть проявление статического электричества? Воздушный шарик, кусочки ткани. Сложенные друг на друга кусочки ткани натереть воздушным шаром. В темноте медленно, держа за концы, разъединить их. Проявляется электричество – искры, треск.
Март (Звук) 1.«Как распространяется звук?» Как распространяются звуковые волны? Бокал на ножке с водой. Провести пальцами по краю бокала с водой, извлекая тонкий звук. По воде пошли волны – передаётся звук.
2. «Где живёт эхо?» Где и почему возникает эхо? Банка, ведро, кусочки ткани, веточки. Произнести слово в пустую ёмкость. Заполнить ёмкость тканью и веточками. Эхо появляется в пустом пространстве. В заполненной ёмкости эхо не возникает.
3. «Тихие и громкие звуки». Как сделать звук громче? Почему он усиливается? Рупор из картона. С дальнего конца комнаты подать команду без рупора, потом через него. Команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
4. «Коробочка с секретом». Почему звук ослабевает? Коробочки с мелкими предметами, крупой. Одна коробочка обложена поролоном. Потрясти коробочки с предметами и сказать что там. У коробочки, обложенной поролоном звук глуше, тише.
Апрель (Теплота) 1.«Твёрдые - жидкие». Как изменяется агрегатное состояние вещества от тепла? Пластилин, свеча, металлическая тарелочка. Охладить пластилин (твердый, согреть пластилин (мягкий, нагреть (жидкий). Пластилин может менять агрегатное состояние в зависимости от тепла.
2. «Вкусный опыт». Как использовать в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ? Свеча, чайная ложка, кисточка, растительное масло, сахар. Смазать ложку растительным маслом, насыпать сахар, нагреть. С помощью тепла меняется агрегатное состояние сахара.
3. «Нагревание». Как изменится тело под воздействием тепла? Стеклянный флакон с пробкой, ёмкость с горячей водой. Нагреть пробку в горячей воде. Пробка не помещается в отверстие. Твердые вещества, при нагревании, занимают больше места.
4. «Холод и тепло». Что случится с пластиковой бутылкой при охлаждении, нагревании? Пластиковая бутылка. Охладить бутылку, затем нагреть. При охлаждении бутылка сжимается, при нагревании расширяется.
Май (Земля, космос) 1.«На орбите». Что удерживает спутники на орбите? Ведро, шарик, верёвка. Положить шарик в ведро, перевернуть его. Шарик упадёт. Вращать ведро за верёвочку. Шарик не падает. Когда предметы крутятся, они не падают. Когда движение прекращается, предмет падает.
2. «Прямо или по кругу?» Что удерживает спутники на орбите? Бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик. Разрезать тарелку. Одну половину наклонить и положить шарик. Он скатится. Предметы двигаются по прямой. Спутники удерживает земное притяжение на круговой орбите.
3. «Темный космос». Почему в космосе темно? Фонарик, стол, линейка. В темной комнате фонарик положить на край стола. Рукой найти луч света. В космосе темно, потому что там нет предметов, которые бы отражали лучи солнца.
4. «Вращающаяся Земля». Представить, как Земля вращается вокруг своей оси. Пластилин, тонкая заострённая палочка. Шарик из пластилина присоединить на кончик палочки. Раскрутить палочку. Земной шар постоянно вращается.
В поисково-исследовательской деятельности я использовала следующие методы:
• Вопросы воспитателя, побуждающие детей к постановке проблемы.
• Схематическое моделирование опыта.
• Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание.
• Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
Необходимо создание в ДОУ пространственно-предметной среды для развития, саморазвития ребёнка и самостоятельного приобретения опыта познания в поисково-исследовательской деятельности.
Вывод: Поисково-исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка и основ культурного познания им окружающего мира, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.