Светлана Синкина
Проектно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста: «Мы в Природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе и отношение к природе, окружающему миру.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста: „Мы в Природе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
- в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
- в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
- в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
Детский сад является первым звеном системы экологического образования. Поэтому перед педагогами встает необходимость направлять детей к познанию окружающей нас природы, формировать правильные представления о ней и воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Мы выделили цель данного проекта :
- развитие у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений и знаний о природе и правилах поведения в ней.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
• способствовать формированию экологически грамотного и безопасного поведения человека в природе;
• развивать аналитико-синтетическую деятельность у детей старшего дошкольного возраста;
• учить детей осознавать себя «гостями» в природе;
• воспитывать в детях способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Влияние природы на ребенка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
• доброжелательность к живым существам;
• эмоциональная отзывчивость на их состояние;
• интерес к природным объектам;
• желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. А так же программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог" С. Н. Николаевой. Элементы этих программ планируем внедрять в нашу работу.
За основу своей работы в данном направлении мы взяли программу экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах, проводимых на базе нашего детского сада. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, а так же родителей наших воспитанников, мы используем анкетирование по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая методическая деятельность коллектива.
Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей нашего образовательного учреждения. Экологические знания стали включаться во все занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, мы, прежде всего, стараемся пробудить интерес к обитателям уголка природы : растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять любознательность детей.
Используемые формы и методы работы с детьми должны быть разнообразные. Это:
• различные наблюдения;
• обучающие игровые ситуации (ОИС);
• дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
• познавательные занятия;
• экспериментирование;
• труд в повседневной жизни.
Многочисленные наблюдения в природе помогают нам формировать у детей определённые экологические представления, так же наблюдения способствуют накоплению знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
В своей работе мы знакомим детей со способами общения с природой, формируем умение устанавливать элементарные связи и зависимости.
Экологическое воспитание дошкольников должно проходить через разнообразные виды практической деятельности :
выращивание растений;
поддержание необходимых условий для обитателей живого уголка;
зимняя подкормка птиц;
ведение календарей природы;
изготовление поделок из природного материала;
опытничество.
Существенную роль играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Привлекая к проведениям простейших экспериментов и опытов, мы закрепляем у детей желание познавать мир, узнавать что-то новое, учим видеть связь живой и неживой природы. Это способствует развитию исследовательских навыков детей, что в дальнейшей жизни им обязательно пригодится.
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому мы в своей работе стараемся не упустить очень важный вид деятельности детей, как экспериментирование.
В дальнейшем в ходе проведения экспериментов мы продолжаем знакомить детей с закономерностями развития живых организмов, с физическими свойствами наблюдаемых объектов, например, снега, воды, песка и т. п.
В работе мы накапливаем и расширяем знания и умения детей - уточняем с ребятами форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы; учим детей дифференцировать эти особенности, сравнивать разнообразные явления.
Нами была составлена таблица «Основы построения системы экологического воспитания в ДОУ д/с № 47 «Бельчонок» (см. Приложение1, где схематизировали основные идеи, приоритетные ценности образования, выделили цель экологического образования в педагогическом процессе в нашем д/саду.
Экологическое образование детей и младшего, и старшего дошкольного возраста должно складываться из взаимосвязи трех основных блоков:
1) экологические занятия как специально организованная форма обучения;
2) совместная деятельность педагога и детей;
3) самостоятельная деятельность детей.
В работе с детьми должны быть использованы следующие виды деятельности :
• наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
• изодеятельность - экологическая тематика (рисунки и поделки);
• ознакомление с трудом взрослых в природе (трудовое воспитание);
• обучение детей труду по уходу за растениями;
• развитие речи - составление рассказов о природных объектах и явлениях; описательных загадок; этические беседы;
• формирование обобщенных представлений о природе (обобщающие наблюдения, обобщающая беседа);
• наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
• игры (подвижные, дидактические, словесные, материал которых связан со знаниями о природе);
• рассказ воспитателя, чтение художественной литературы;
• прослушивание аудиокассет, CD-дисков и просмотр DVD-дисков соответствующего содержания;
• беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
• рассматривание иллюстраций о природе.
Так же необходимо отметить то, что художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Мы используем литературу, рекомендованную типовой программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.
После чтения с детьми должна проводиться беседа, где задаются вопросы, выстраиваются диалоги. Мы ожидаем увидеть в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Всегда очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему?" Ведь очень важно донести до детей смысл используемых произведений.
Во время тематических занятий, например, по рисованию "Наш лес", "Планета Земля", по аппликации «Чудо дерево», по лепке и других занятиях используется CD-проигрыватель с записями специальной подборки.
Дети с удовольствием слушают "звуки природы" и их позитив отражается на качествах выполненных работ.
В детском саду рекомендуем систематически проводить конкурс детских тематических рисунков, например как, "Тает снежок, ожил лужок", "Как я ходил в лес", "Мы на природе", "Снежное Королевство" и т. п.
Или такой конкурс как "Чудеса и природа". Для выполнения таких работ дети привлекают дома и родителей, и бабушек, и дедушек, и сестёр и братишек.
Осенью проводим конкурс на тему: "Осенние фантазии", где дети создают необычные композиции с использованием «даров осени».
Такой творческий подход непосредственно находит отклик в душе как у детей, так и у взрослых, которые принимают активное участие в создании данных работ.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
С детьми старшего дошкольного возраста будут проводиться викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Природа родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство".
Эти способы работы прежде всего направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Одними из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы планируем провести праздник "Зелёная планета", целью которого является воспитание способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Мы стараемся вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Однако, осуществление поставленных задач по воспитанию и всестороннему развитию детей невозможно без поддержки родителей. Поэтому работу с родителями необходимо строить на принципах преемственности семьи и детского сада.
Формы работы с семьей должны быть самые разнообразные.
Мы стараемся интересно оформлять родительские уголки, в которых помещаем свои советы, рекомендации, сообщения. По различным вопросам воспитания и обучения оформляются ширмы и папки - передвижки.
Устраивая различные выставки детских работ, мы знакомим родителей с достижениями и умениями каждого ребенка.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей предполагается использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные формы работы (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Например, ближайшее родительское собрание планируем начать в форме КВН между командой детей и родителей с целью беседы «О месте человека в природе», затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать соответствующие выводы, что природа без человека может существовать, а вот человек без природы – нет.
Подобные формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Наш проект предусматривает построение зон экологически развивающей среды в здании детского сада, а также на площадке во дворе. Выращивая отдельные экземпляры растений на грядках, на окне наши дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Все эти наблюдения предлагаем фиксировать в специальных «дневниках наблюдений», т. к. дети учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.
Таким образом, на занятиях дети получают знания и о ценности воды в природе, и о взаимодействии живых организмов, и о животных и растениях других материков.
Так же мы целенаправленно формируем понимание детьми старшего дошкольного возраста того, что человек не просто «часть», а он «гость» природы.
В дальнейшей работе мы так же будем использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Мы планируем организовать кружок "Юный эколог", что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка.
Так же предполагаем создать «зону релаксаций», где будет стоять мягкий диванчик, окружённый зелёными растениями, и где дети будут отдыхать как физически, так и психологически.
В заключение необходимо отметить, что оптимальным временем для формирования начал экологической культуры является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Мы считаем, что в результате проделываемой работы должны быть следующие результаты:
o сформированы начала экологической культуры у детей, т. е. у детей старшего дошкольного возраста продолжается формирование понимания экологически грамотного и безопасного поведения человека в природе;
o развитие аналитико-синтетической деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которое проявляется в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
o способствовать изменению в восприятии себя и определении своего места в Природе как у детей, так и у взрослых, т. е. способствовать пониманию того, что человек «гость» и без природы жить не сможет;
o ожидаем что дети станут лучше понимать и любить окружающий мир, а так же и бережно относиться к нему.
Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь. У подрастающего поколения можно сформировать новое экологическое сознание. Тогда это подрастающее поколение будет строить свои отношения с природой с иной позиции, где человек, хоть и особый, разумный, но все же только гость в природе, а экология - это не просто наука, это мировоззрение, эта наука исследований, которые интереснее сравнивать и обсуждать полученные результаты.
Проект «Мы в Природе» способствует не только образованию, но и развитию ребенка как личности (развиваются мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое развитие, так же оказывается и оздоровительное влияние на весь организм, т. к. основная часть работы проводится на открытом воздухе.
Срок реализации проекта «Мы в Природе» :
на протяжении всего пребывания детей в ДОУ д/с «Бельчонок».
Таким образом, вся наша работа направлена на развитие экологических представлений и знаний о природе у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2002.- 184 с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО, 2005. – 105 с.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.- 272 с.
4. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы- занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2000. –70 с.
5. Корнилова В. М «Экологическое окно» в д/ с: Методические рекомендации. – М., 2008. – с. 98
6. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. – 2-е изд. – М., 2004. – с. 134
7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн., 1996. – 128 с.
8. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – Мн., 2001. – 112 с.
9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в д/с. : Работа с детьми сред. и стар. групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. – М., 1999. – 207 с.
10. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог». – М., 2006. –128 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В,В, Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., 2007.- 208 с.
12. Шишкина В. А. Прогулки в природу : Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - М., 2002. – 112с.