Приложение МААМ

Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ

Ирина Еловикова
Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ

Идея поставить «спектакль под водой» пришла на мастер-классе учителя-логопеда Ольги Валентиновны Хитровой, победительницы Всероссийского конкурса «Учитель года - 2022». Педагог поделилась своим опытом использования логоборда в коррекционной работе, а также увлекла слушателей новыми идеями для коммуникативной деятельности детей.

Публикация «Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок - это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой - один из самых приятных способов обучения.

Театр под водой - это чудесное зрелище! Сцена театра – это наполненный водой аквариум, в котором перемещаются водостойкие фигурки. Преломление света в воде производит необычные оптические эффекты.

Сцену подготовить было очень просто: мы взяли три прямоугольных контейнера, собрали с детьми множество атрибутов для морского дна. Совместно с детьми на дно выложили морские камушки, ракушки, пластиковые водоросли и игрушки морских жителей. Оформление в аквариуме можно менять в соответствии с тематикой спектакля. При смене декораций каждый раз возникают новые пейзажи. Декорации тоже изготавливали совместно с детьми. Для сцен мы использовали готовые фигурки морских обитателей, а Золотую рыбку дети слепили сами. Для передвижения под водой фигурки снабдили деревянными рейками. В этом нам помог папа одного из участников спектакля, а морские водоросли и ракушки дети собирали всей группой.

Сначала мы рассмотрели принесенные атрибуты для подводной сцены. Отобрали необходимые предметы и начали украшать ими дно трех контейнеров. Дети с увлечением располагали фигурки, водоросли, раковины и цветные камушки по дну будущей сцены. После завершения подготовки сцены дети еще долго восхищенно разглядывали получившийся макет.

Тему для своей театральной постановки мы выбрали экологическую – дети очень внимательно слушали сказку о спасении моря от нефти и загорелись желанием обыграть ее в настоящем аквариуме. Подводному театру предшествовала большая подготовительная работа: мы беседовали о морских обитателях, рассматривали иллюстрации в энциклопедиях, которые дети приносили из дома, составляли рассказы о морских жителях, рисовали и лепили их. После просмотра видеоролика о спасении кита из морских сетей дети обсуждали причины загрязнения морей и недопустимость сброса мусора и разлива нефтепродуктов в море. Видео о непростой жизни осьминога в океане очень увлекло детей, и они долго обсуждали после просмотра, что у осьминога три сердца, синяя кровь, он может менять окраску и выпускать чернильные пятна, спасаясь от преследования.

Затем актеры попробовали двигать игрушки, сказочные персонажи на рейках в самом контейнере, но без воды.

После распределения ролей в спектакле мы проводили репетиции, установив все три контейнера на столах перед длинным зеркалом. Так ребятам было хорошо видно все, что происходит на сцене – морском дне. Свои роли ребята выучили быстро, была видна их неподдельная радость и заинтересованность в подготовке спектакля.

Очень увлекла детей работа над рисованием декорации – на длинном холсте из обоев дети изобразили настоящее морское дно, сами выбирали трафареты для изображения рыбок, водорослей, раковин, раскрашивали их гуашевыми красками. Участие в подготовке спектакля принимали все дети подготовительной группы.

Перед началом представления артисты немного волновались и все-таки торопили события, так им хотелось поскорее представить свою работу для зрителей.

Во время спектакля все получали удовольствие: зрители, потому что видели необычную, увлекательную сказку под водой с почти настоящими морскими обитателями, и артисты, потому что играли в воде и показали свое умение и талант.

Весь спектакль проходил под музыкальное сопровождение, что еще больше оживляло действие и придавало достоверность происходящему. Отзывы зрителей были самые восторженные! Все дети захотели тоже попробовать поиграть в морские приключения и обещали у себя в группах устроить такие представления. На премьере побывали дети трех подготовительных групп. Они увлеченно рассматривали ракушки, морские камни, пробовали водить игрушечных героев сказки под водой – особенно всем понравилась медуза, она была изготовлена нами из губки и сетчатой ткани, многие девочки захотели быть в сказке медузами.

Играя в театр под водой :

дети развивают свои способности в творческой игре;

наблюдают, как изменяется вид предметов, погруженных в жидкость;

узнают, что предметы в воде движутся медленнее;

воспринимают подводный мир как визуальное пространство, побуждающее их фантазию;

они сотрудничают друг с другом, учатся уступать;

учатся планировать поэтапные действия и выполняют их.

Театр под водой может быть использован как средство коррекции для детей с ОВЗ, гиперактивностью, нарушениями в эмоциональном развитии. Представление подводного театра вызывает у детей желание поиграть с водой, поэтому после окончания спектакля можно предложить придумать другой конец сказки или создать свою историю.

После просмотра спектакля дети-зрители высказали свое мнение о героях сказки и размышляли об увиденном:

Саша Р., 7 лет: Мне очень понравился Осьминог, потому что он поделился раковиной, помог спасти море от нефти.

Василина К, 6 лет: Я бы хотела быть золотой рыбкой и спасти своих друзей от гибели.

Олег М., 7 лет: Я узнал из сказки, что в море есть опасность не только от акул, человек загрязняет море. А надо его беречь.

Сценарий театрального представления под водой

«Сказка о том, как Золотая рыбка спасла море».

(по мотивам сказки Л. Лычангиной)

Цель: развитие способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизводить его в театральных действиях.

Задачи:

Развивать у детей интонационную выразительность речи;

развивать умение управлять персонажем под водой, сочетая движение и речь;

развивать диалогическую сценическую речь, совершенствовать интонационную выразительность и эмоциональность;

формировать творческие способности детей средствами театральной деятельности;

развивать умение чётко проговаривать все звуки, согласовывать слова в предложениях;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

воспитывать любовь к природе, сострадание ко всему живому.

Сказочные персонажи: Рыбка

Краб

Медуза

Черепаха

Осьминог

Ход:

1 действие.

Сказочница:

В подводном Царстве, Сине-Зелёном Государстве жила-была Золотая Рыбка. (появление рыбки в центральном аквариуме)

Она была очень весёлая, такая затейница, что и представить трудно! (двигается, поворачивается, подпрыгивает в воде)

То надумает играть с солнечным лучом, то из морских камешков разноцветные пирамидки начнет складывать. Никогда не скучала!

И были у Золотой Рыбки друзья – Медуза, Краб и Черепаха. (появляются по очереди в каждом аквариуме)Веселая легкая музыка

Все они очень любили свой дом – море. (Танец)

Рыбка: Ведь на дне морском так много всего интересного! (показывают на декорации с водорослями и ракушками)

Краб: Разноцветные кораллы растут повсюду!

Рыбка: Перламутровые раковинки лежат там и тут.

Черепаха: Один раз в году раковинки раскрывают свои створки и показывают всем своё богатство – жемчуг.

Медуза: А потом они снова прячут жемчужины на целый год.

2 действие.

Сказочница: Но однажды утром с обитателями Подводного Царства случилась большая беда. Жители моря наслаждались тишиной и покоем, когда на морское дно легла огромная тень.

(появляется танкер, тащит за собой черный пакет - «нефтяное пятно») Тревожная музыка

Медуза: Что такое? Что случилось?

Краб: Это проплывает над нами нефтяной танкер.

Черепаха: Ой, Крабик, какой ты умный! А что такое танкер? И почему он называется «нефтяной»?

Краб: А это судно такое, оно нефть перевозит из одного места в другое.

Медуза: Ах, вот оно что… А что это из него вытекает и расплывается чёрным пятном, закрывая от нас небо и солнышко?

Краб: Ой, какой ужас! А ведь это утечка на судне, то есть где-то образовалось отверстие - дыра, откуда вытекает нефть.

Все вместе: Скоро мы все погибнем!

Черепаха: Не шути так, Краб.

Краб: Да я и не шучу, нефть очень маслянистая, она жирной плёнкой закроет поверхность воды, и воздух перестанет поступать к нам в воду.

Все вместе: И мы все задохнёмся!

Медуза: Что? Что же нам делать?

Краб: Я не знаю…

Рыбка: Зато знаю я! На другом краю моря есть Розовая раковинка.

В ней живут волшебные бактерии – крошечные существа, которые могут съесть нефтяное пятно. Для них это настоящее лакомство! Я сейчас же поплыву за Розовой раковинкой, ведь я плаваю быстрее всех вас!

И мы спасём наш дом – море!

3 действие: ритмичная музыка

Сказочница: И отважная Золотая Рыбка отправилась в путь-дорогу.

Она с большим трудом отыскала ту самую заветную Розовую раковину.

(рыбка прыгает в третий аквариум, там сидит осьминог, за ним лежит большая раковина с жемчугом)

Но ее охранял огромный красный осьминог.

Осьминог: Что ты здесь ищешь? Зачем пожаловала?

Рыбка: Уважаемый осьминог! У нас случилась большая беда! На другом конце моря растекается нефтяное пятно, морские жители задыхаются без воздуха!

Осьминог: Да… Нефть очень опасна для нас!

Рыбка: Уважаемый осьминог, разрешите взять вашу чудесную раковину, пожалуйста!

Осьминог: Хорошо, бери, и поскорее плыви к своим друзьям!

Рыбка: Спасибо!

Сказочница: Рыбка взяла раковину и быстро поплыла обратно.

(Рыбка держит раковину, бусины тянутся за ней)

Горемычные друзья уже были еле живы…

(Краб, Медуза и Черепаха выглядывают из воды, поднимая головы вверх)

Они хватали крошечными ротиками воздух и чувствовали себя совсем скверно.

Чудесная раковина выпустила бактерии в воду и те живо расправились с противным нефтяным пятном!

Веселая музыка.

Рыбка: Снова засияло солнышко, и жителям подводного Царства стали видны даже облака в синем небе!

Все вместе: Все вздохнули свободно!

Сказочница: А Золотая Рыбка радовалась больше всех, ведь она помогла спасти от гибели…

Все вместе: такой прекрасный и любимый подводный мир!

Артисты выходят на поклон и вместе со зрителями исполняют веселый танец.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи»Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи» На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Ученые М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Консультация для родителей «Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр» "Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр" # Сидим дома с пользой. Консультация для родителей "Театр - это волшебный мир.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 09:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Еловикова (УИ 68815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД