Ирина Еловикова
Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ
Идея поставить «спектакль под водой» пришла на мастер-классе учителя-логопеда Ольги Валентиновны Хитровой, победительницы Всероссийского конкурса «Учитель года - 2022». Педагог поделилась своим опытом использования логоборда в коррекционной работе, а также увлекла слушателей новыми идеями для коммуникативной деятельности детей.
Публикация «Подводный театр как средство коррекции для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок - это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой - один из самых приятных способов обучения.
Театр под водой - это чудесное зрелище! Сцена театра – это наполненный водой аквариум, в котором перемещаются водостойкие фигурки. Преломление света в воде производит необычные оптические эффекты.
Сцену подготовить было очень просто: мы взяли три прямоугольных контейнера, собрали с детьми множество атрибутов для морского дна. Совместно с детьми на дно выложили морские камушки, ракушки, пластиковые водоросли и игрушки морских жителей. Оформление в аквариуме можно менять в соответствии с тематикой спектакля. При смене декораций каждый раз возникают новые пейзажи. Декорации тоже изготавливали совместно с детьми. Для сцен мы использовали готовые фигурки морских обитателей, а Золотую рыбку дети слепили сами. Для передвижения под водой фигурки снабдили деревянными рейками. В этом нам помог папа одного из участников спектакля, а морские водоросли и ракушки дети собирали всей группой.
Сначала мы рассмотрели принесенные атрибуты для подводной сцены. Отобрали необходимые предметы и начали украшать ими дно трех контейнеров. Дети с увлечением располагали фигурки, водоросли, раковины и цветные камушки по дну будущей сцены. После завершения подготовки сцены дети еще долго восхищенно разглядывали получившийся макет.
Тему для своей театральной постановки мы выбрали экологическую – дети очень внимательно слушали сказку о спасении моря от нефти и загорелись желанием обыграть ее в настоящем аквариуме. Подводному театру предшествовала большая подготовительная работа: мы беседовали о морских обитателях, рассматривали иллюстрации в энциклопедиях, которые дети приносили из дома, составляли рассказы о морских жителях, рисовали и лепили их. После просмотра видеоролика о спасении кита из морских сетей дети обсуждали причины загрязнения морей и недопустимость сброса мусора и разлива нефтепродуктов в море. Видео о непростой жизни осьминога в океане очень увлекло детей, и они долго обсуждали после просмотра, что у осьминога три сердца, синяя кровь, он может менять окраску и выпускать чернильные пятна, спасаясь от преследования.
Затем актеры попробовали двигать игрушки, сказочные персонажи на рейках в самом контейнере, но без воды.
После распределения ролей в спектакле мы проводили репетиции, установив все три контейнера на столах перед длинным зеркалом. Так ребятам было хорошо видно все, что происходит на сцене – морском дне. Свои роли ребята выучили быстро, была видна их неподдельная радость и заинтересованность в подготовке спектакля.
Очень увлекла детей работа над рисованием декорации – на длинном холсте из обоев дети изобразили настоящее морское дно, сами выбирали трафареты для изображения рыбок, водорослей, раковин, раскрашивали их гуашевыми красками. Участие в подготовке спектакля принимали все дети подготовительной группы.
Перед началом представления артисты немного волновались и все-таки торопили события, так им хотелось поскорее представить свою работу для зрителей.
Во время спектакля все получали удовольствие: зрители, потому что видели необычную, увлекательную сказку под водой с почти настоящими морскими обитателями, и артисты, потому что играли в воде и показали свое умение и талант.
Весь спектакль проходил под музыкальное сопровождение, что еще больше оживляло действие и придавало достоверность происходящему. Отзывы зрителей были самые восторженные! Все дети захотели тоже попробовать поиграть в морские приключения и обещали у себя в группах устроить такие представления. На премьере побывали дети трех подготовительных групп. Они увлеченно рассматривали ракушки, морские камни, пробовали водить игрушечных героев сказки под водой – особенно всем понравилась медуза, она была изготовлена нами из губки и сетчатой ткани, многие девочки захотели быть в сказке медузами.
Играя в театр под водой :
дети развивают свои способности в творческой игре;
наблюдают, как изменяется вид предметов, погруженных в жидкость;
узнают, что предметы в воде движутся медленнее;
воспринимают подводный мир как визуальное пространство, побуждающее их фантазию;
они сотрудничают друг с другом, учатся уступать;
учатся планировать поэтапные действия и выполняют их.
Театр под водой может быть использован как средство коррекции для детей с ОВЗ, гиперактивностью, нарушениями в эмоциональном развитии. Представление подводного театра вызывает у детей желание поиграть с водой, поэтому после окончания спектакля можно предложить придумать другой конец сказки или создать свою историю.
После просмотра спектакля дети-зрители высказали свое мнение о героях сказки и размышляли об увиденном:
Саша Р., 7 лет: Мне очень понравился Осьминог, потому что он поделился раковиной, помог спасти море от нефти.
Василина К, 6 лет: Я бы хотела быть золотой рыбкой и спасти своих друзей от гибели.
Олег М., 7 лет: Я узнал из сказки, что в море есть опасность не только от акул, человек загрязняет море. А надо его беречь.
Сценарий театрального представления под водой
«Сказка о том, как Золотая рыбка спасла море».
(по мотивам сказки Л. Лычангиной)
Цель: развитие способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизводить его в театральных действиях.
Задачи:
Развивать у детей интонационную выразительность речи;
развивать умение управлять персонажем под водой, сочетая движение и речь;
развивать диалогическую сценическую речь, совершенствовать интонационную выразительность и эмоциональность;
формировать творческие способности детей средствами театральной деятельности;
развивать умение чётко проговаривать все звуки, согласовывать слова в предложениях;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать любовь к природе, сострадание ко всему живому.
Сказочные персонажи: Рыбка
Краб
Медуза
Черепаха
Осьминог
Ход:
1 действие.
Сказочница:
В подводном Царстве, Сине-Зелёном Государстве жила-была Золотая Рыбка. (появление рыбки в центральном аквариуме)
Она была очень весёлая, такая затейница, что и представить трудно! (двигается, поворачивается, подпрыгивает в воде)
То надумает играть с солнечным лучом, то из морских камешков разноцветные пирамидки начнет складывать. Никогда не скучала!
И были у Золотой Рыбки друзья – Медуза, Краб и Черепаха. (появляются по очереди в каждом аквариуме)Веселая легкая музыка
Все они очень любили свой дом – море. (Танец)
Рыбка: Ведь на дне морском так много всего интересного! (показывают на декорации с водорослями и ракушками)
Краб: Разноцветные кораллы растут повсюду!
Рыбка: Перламутровые раковинки лежат там и тут.
Черепаха: Один раз в году раковинки раскрывают свои створки и показывают всем своё богатство – жемчуг.
Медуза: А потом они снова прячут жемчужины на целый год.
2 действие.
Сказочница: Но однажды утром с обитателями Подводного Царства случилась большая беда. Жители моря наслаждались тишиной и покоем, когда на морское дно легла огромная тень.
(появляется танкер, тащит за собой черный пакет - «нефтяное пятно») Тревожная музыка
Медуза: Что такое? Что случилось?
Краб: Это проплывает над нами нефтяной танкер.
Черепаха: Ой, Крабик, какой ты умный! А что такое танкер? И почему он называется «нефтяной»?
Краб: А это судно такое, оно нефть перевозит из одного места в другое.
Медуза: Ах, вот оно что… А что это из него вытекает и расплывается чёрным пятном, закрывая от нас небо и солнышко?
Краб: Ой, какой ужас! А ведь это утечка на судне, то есть где-то образовалось отверстие - дыра, откуда вытекает нефть.
Все вместе: Скоро мы все погибнем!
Черепаха: Не шути так, Краб.
Краб: Да я и не шучу, нефть очень маслянистая, она жирной плёнкой закроет поверхность воды, и воздух перестанет поступать к нам в воду.
Все вместе: И мы все задохнёмся!
Медуза: Что? Что же нам делать?
Краб: Я не знаю…
Рыбка: Зато знаю я! На другом краю моря есть Розовая раковинка.
В ней живут волшебные бактерии – крошечные существа, которые могут съесть нефтяное пятно. Для них это настоящее лакомство! Я сейчас же поплыву за Розовой раковинкой, ведь я плаваю быстрее всех вас!
И мы спасём наш дом – море!
3 действие: ритмичная музыка
Сказочница: И отважная Золотая Рыбка отправилась в путь-дорогу.
Она с большим трудом отыскала ту самую заветную Розовую раковину.
(рыбка прыгает в третий аквариум, там сидит осьминог, за ним лежит большая раковина с жемчугом)
Но ее охранял огромный красный осьминог.
Осьминог: Что ты здесь ищешь? Зачем пожаловала?
Рыбка: Уважаемый осьминог! У нас случилась большая беда! На другом конце моря растекается нефтяное пятно, морские жители задыхаются без воздуха!
Осьминог: Да… Нефть очень опасна для нас!
Рыбка: Уважаемый осьминог, разрешите взять вашу чудесную раковину, пожалуйста!
Осьминог: Хорошо, бери, и поскорее плыви к своим друзьям!
Рыбка: Спасибо!
Сказочница: Рыбка взяла раковину и быстро поплыла обратно.
(Рыбка держит раковину, бусины тянутся за ней)
Горемычные друзья уже были еле живы…
(Краб, Медуза и Черепаха выглядывают из воды, поднимая головы вверх)
Они хватали крошечными ротиками воздух и чувствовали себя совсем скверно.
Чудесная раковина выпустила бактерии в воду и те живо расправились с противным нефтяным пятном!
Веселая музыка.
Рыбка: Снова засияло солнышко, и жителям подводного Царства стали видны даже облака в синем небе!
Все вместе: Все вздохнули свободно!
Сказочница: А Золотая Рыбка радовалась больше всех, ведь она помогла спасти от гибели…
Все вместе: такой прекрасный и любимый подводный мир!
Артисты выходят на поклон и вместе со зрителями исполняют веселый танец.