Наталья Бабинцева
Подвижные игры и игровые упражнения для детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К. Д. Успенский
В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Плавание и физическая культура имеют немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Эти занятия способствуют:
- оздоровлению детского организма,
- постановке диафрагмально-речевого дыхания,
Публикация «Подвижные игры и игровые упражнения для детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
- совершенствованию координации основных видов движений,
- мелкой моторики рук,
- артикуляционной моторики,
- обогащению словарного запаса,
- преодолению межполушарной ассиметрии мозга,
- формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка, - - воспитанию общительности,
- умению рассчитывать свои силы,
- воспитанию самоконтроля,
- смелости, решительности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества.
Физические упражнения помогают дошкольникам овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушениями речи помимо обязательного раздела по физической культуре, соответствующему возрасту, входят и специальные упражнения и задания на устранение этого недостатка. Они обязательно проводятся совместно с логопедом и воспитателями данной группы. Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с нарушением речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Но из опыта работы нашего детского сада можно сделать следующие выводы: если ребенок посещает детский сад регулярно, с 2-3 лет, усваивает программу физического развития, соответствующую его возрасту, постоянно совершенствуя себя, то ничем не отличается от других детей его возраста, кроме разговорной речи.
Такие подвижные игры для детей с нарушением речи способствуют улучшении координации движений, улучшению диафрагмального дыхания.
«Платочек» (5-7 лет)
Игроки становятся в круг. Водящий с платком в руке за кругом, бежит и кладет кому-то из играющих платок в ноги, а сам продолжает бег по кругу. Тот, кому бросили платок, должен быстро его поднять и постараться догнать водящего, пока тот не встал на его место.
Правила: если не успеет догнать, то сам становится водящим.
«Липкие пеньки»
Три - четыре игрока садятся на корточки в обруч как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. «Осаленные» становятся пеньками.
Правила: пеньки не должны вставать с мест
«Палочка - стукалочка»
Дети выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами:
-Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать.
А как скажет:
- Скок, скок,-
Отгадай, чей голосок?
Кружится в кругу, указывая на детей. На слова: «Скок, скок» останавливается, и тот, на кого указала палочка, берется за другой ее конец и произносит имя водящего. Водящий должен узнать, кто его позвал.
Правила: правильно отгаданный становятся водящим.
«Юрта»
В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и говорят слова:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию без слов дети становятся в один общий круг и танцуют. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила: побеждают те, кто вперед натянет шатер.
«Гуси-лебеди»
Играющие выбирают волка и пастуха, остальные – гуси. На одной стороне площадки – дом, где живут гуси, на другой – луг. В середине зала – овраг, там живет волк. Гуси пасутся на лугу, через некоторое время пастух зовет гусей, гуси ему отвечают.
Пастух
Гуси, гуси!
Гуси
Га-га-га!
Пастух
Есть хотите?
Гуси.
Да-да-да!
Пастух.
Ну, летите!
Гуси
Нам нельзя –
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси бегут домой, волк пытается их поймать (не выходя из своего «оврага»). Правила: пойманные гуси выходят из игры. Волк детей не ловит, а «салит» рукой.
«Строим цифры»
На полу заранее нарисовать цифры, которые могут повторяться (например, две цифры 1 или две цифры 5). Играющие свободно передвигаются по площадке. Ведущий считает до 10 и называет любую цифру. Дети должны быстро найти ее и построиться. Считать можно быстро, сокращая время нахождения и построения.
Правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
«Михасик» (белорусская народная игра)
Для проведения игры нужна обувь (лапти, число пар которой должно быть на одну меньше, чем число участников. Играющие под музыку подскоками и шагом движутся по кругу вокруг лаптей. С окончанием музыки каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без обуви, выбывает из игры и забирает одну пару лаптей.
Вариант.
Играющие движутся по кругу со словами:
- ты, Михасик, не зевай, не зевай!
Лапоточки обувай, обувай!
Правила: игроки обувают лапти только после окончания слов или музыки
Важное значение в игре имеет музыкальное сопровождение. Оно ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитанию чувства ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации, ориентировке в пространстве и во времени.
Список использованной литературы
1. В. Г. Алямовская. Как воспитать здорового ребенка. 1993.
2. Ю. Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми. 1989.
3. О. Н. Моргунова. Профилактика плоскостопий и нарушений осанки в ДОУ. Практическое пособие. 2013.