Марина Столярова
Подвижная игра «Путешествие по планетам» по физическому и познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников.
Публикация «Подвижная игра „Путешествие по планетам“ по физическому и познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2021
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: расширять и закреплять знания детей о космосе и планетах Солнечной системы. Способствовать закреплению полученных знаний в игре, расширять кругозор детей.
Задачи:
Познавательное развитие. Развивать познавательный интерес детей, систематизировать представление детей о космосе, о планетах солнечной системы, о солнце, как о звезде. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, память, мышление.
Социально – коммуникативное развитие. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, обладать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; воспитывать бережное отношение к своей планете, внимательное и бережное отношение к её природе; вырабатывать взаимопомощь, чувство дружбы.
Физическое развитие. Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость, координацию и точность движений).
Художественно-эстетическое развитие. Воспринимать разнообразную музыку (музыка космоса). Уметь восхищаться красотой космического пространства.
Методы и приё мы:
практические: игровая ситуация.
наглядные: рассматривание солнечной системы на полотне.
словесные: вопросы поискового характера.
Материал и оборудование:
Тканевое полотно в виде круга с изображением планет Солнечной системы (см. фото)
Предварительная работа:
Просмотр презентаций о космосе ЭОР; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий «1001 Вопрос и ответ», М., ОНИКС, 21 век, 2001г. под ред. В. Иген и Н. Чемпион, «Книга рекордов» М., Астрель АСТ, 2001 г. пер. с англ. О. И. Перфильева; «Космос» (Моя первая энциклопедия, М., АСТ, 2015 г., Д. В. Кошевар; настольные игры «Медвежонок в космосе», «Космические приключения»; чтение детям стихотворений Р. Алдониной «Млечный путь», из Радионяни» А. Хайта, «Планета» Я. Акима; загадки о космосе; раскрашивание раскрасок на космическую тему; конструирование ракет из бумаги и бросового материала; настольные игры «Танграм», «Тико»; беседы о космосе, профессии космонавта.
Правила игры: допустившие ошибку дети участники игры (4 чел.) меняются местами, становятся ведущими и держат полотно, выполняя им движения в соответствии с названием планет. Остальные дети – участники игры.
Ход игры:
1. Детям предлагается отправиться в путешествие по планетам Солнечной системы : встать вокруг полотна, взять его в руки и рассмотреть. Все вместе покружить полотно по часовой стрелке один круг.
2. Выбираются три игрока, которые остаются держать игровое поле-полотно. Остальные участники игры поднимают руки вверх, изображая ракету, летящую в космос. (муз. сопровождение и обратный отсчёт от 10 до 1 – «пуск»). Игра началась.
3. По команде «Солнце» - дети участники игры должны отбежать от полотна на небольшое расстояние (1 – 1,5 м). Полотно натянуто неподвижно на уровне груди детей. Педагог задаё т вопросы детям: - Почему нужно отбежать на расстояние от Солнца? Что такое Солнце? (Солнце – это звезда, она очень горячая).
4. По команде «Меркурий» - дети участники игры должны то забегать под полотно, то выбегать из него. Движения полотна одновременно вверх-вниз (имитируют газ).
5. По команде «Венера» - дети участники игры стоя прячутся под полотно. Полотно неподвижно натянуто параллельно поверхности земли. (имитируют на планете испарение)
6. По команде «Земля» - дети участники игры вращаются вокруг полотна. Ведущие тоже вращают полотно против часовой стрелки. (имитируют вращение планеты)
7. По команде «Марс» - дети участники игры выполняют прыжки вокруг натянутого неподвижно полотна ведущими. (холодная планета)
8. По команде «Юпитер» - дети участники игры приседают под полотном. Полотно поднимать и опускать попеременно – каждый ребёнок ведущий движет полотно со своей скоростью волнообразными движениями. (водяной лёд)
9. По команде «Сатурн» - дети все встают к полотну и поднимают его вверх. (имитируют большую планету)
10. По команде «Уран» - дети ведущие двигают по площадке полотно в разном направлении, имитируя движения облаков. Игроки прячутся и под полотно и передвигаются в направлении движения полотна. (воспроизводят движение облаков)
11. По команде «Нептун» - дети участники игры прячутся под полотно. Ведущие выполняют попеременные движениями рук вверх-вниз, приводя в движение полотно. (имитируют ветры, бури, вихри)
Продолжительность игры – 5 - 7 минут.
Назначение: может проводится на физкультурном занятии по теме недели, посвящённой космосу; во время прогулки; на развлечении; как динамическая пауза в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Примечание: Игра может проводиться с изменением порядка путешествия по планетам.
Приложение
Дополнительная информация о планетах солнечной системы.
1. «Солнце». Совокупность небесных тел, движущихся вокруг Солнца как центрального тела, образует Солнечную систему. Солнце – это звезда, гигантский раскалённый шар.
2. «Меркурий». Маленькая планета. Считается, что в центре планеты находится большое железное ядро – 80% массы планеты, а сверху мантия из каменных пород. Поверхность планеты похожа на сморщенную яблочную кожуру, она изрыта трещинами, впадинами, горными хребтами. В некоторых районах планеты на поверхности видны долины, бескратерные равнины на изученном полушарии Меркурия имеется единственное место – Равнина Жары. Атмосфера планеты состоит из водорода, кислорода, гелия, паров кальция, натрия и калия. Днём сильная жара, ночью мороз. Перепады температуры вызывают испарение.
3. «Венера». Ближайшая к Земле планета. Окружена воздушной атмосферой. Из-за высокой концентрации углекислого газа, на планете наблюдается парниковый эффект, благодаря которому возле поверхности Венеры исключено всякое существование жидкой воды.
4. «Земля». Третья планета от Солнца. Это планета, на которой есть жизнь. Большая часть поверхности планеты покрыта водой – реки, моря, океаны. Её окружает магнитное поле. Всё, что находится на Земле, в том числе люди, животные и растения, подвергаются его воздействию. Планета постоянно находится в движении: вращение вокруг своей собственной оси, движение вокруг Солнца; вращение вместе с Солнцем вокруг центра нашей галактики; движение относительно центра Местной группы галактик и другие. Единственным спутником Земли является Луна – несветящееся тело, которое отражает солнечный свет. Луна вращается вокруг Земли.
5. «Марс». Холодная планета. Смена времен года и смена дня и ночи на Марсе протекает также как и на Земле. Ядро Марса состоит из железа и его сплавов в жидком состоянии. Марс имеет мощную кору. Красный цвет Марса напоминает ржавое железо.
6. «Юпитер». Самая большая планета Солнечной системы. Юпитер не твёрдый шар. Состоит из газа и жидкости. Имеет пояса облаков: наверху – из оледеневшего аммиака; под ними – кристаллы сероводорода аммония и метана, а в самом нижнем слое – водяной лёд.
7. «Сатурн». Один из самых ярких объектов на нашем звёздном небе. Имеет кольца – вращающиеся вокруг планеты обломки камней и льда. Сатурн состоит из газа и жидкости. На этой планете наблюдаются ветры и штормы.
8. «Уран» - газовая планета имеет полосы облаков, которые быстро перемещаются.
9. «Нептун». На газовой планете наблюдаются сильнейшие ветры, большие бури и вихри.
Источник: «Солнечная система, её модель и строение. Планеты солнечной системы». https://www.grandars.ru/shkola/estestvoznanie/solnechnaya-sistema.html
10. Фото игрового поля-полотна.
Спасибо за внимание!