ВИКТОРИЯ СЕДЯКИНА
Подвижная игра, как средство формирования эмоционально-положительного отношения дошкольников к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Публикация «Подвижная игра, как средство формирования эмоционально-положительного отношения дошкольников к природе» размещена в разделах
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познаёт многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребёнка, его нравственные и эстетические чувства.
Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребёнок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребёнка экологической этики. Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
В нашем дошкольном учреждение мы придерживаемся соблюдения правила, в соответствии с которыми осуществляется отбор игр для экологического образования дошкольников :
• Игру необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
• Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
• Содержание игры не должны противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
• Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами нормами поведения в природе.
В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей положительно-эмоциональное восприятие, переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Можно выделить несколько видов игр, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическим воспитанием: игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др., но я остановлюсь на подвижной игре :
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они имеют сюжет, а также роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами – подвижные. Центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития.
В экологическом образовании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников : умений анализировать, сравнивать.
В нашем дошкольном учреждении с малышами воспитатели проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые знания, которые дети получают в наблюдениях.
Сюжетные подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы. Воспитатели младшей группы нашего дошкольного учреждения проводят следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Воробей и комары», «солнышко и дождик», «зайка серенький сидит.». Затем игры усложняются с учётом возрастных особенностей детей. Для средней группы воспитатели использую: «У медведя во бору», «Цапля и лягушки», «Тень-тень», «Птички», «Птицы и автомобиль», «лохматый пес», «кот и мыши». Для старшей группы воспитатели используют следующие игры: «Изобрази животное», «Пингвины на льдине», «Раз, два, три к дереву беги!», «мышеловка», «море волнуется…»
При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе.