Наталия Вдовина
Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство творческого развития детей»
▼ Скачать +Заказ
В ходе нашего разговора отметим, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игровая. Давно отошло в прошлое мнение отдельных психологов, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Любой вопрос дошкольной педагогики и психологии должен решаться с точки зрения развития и воспитания ребенка, природосоответствия, ориентированности на конкретную детскую личность. Что касается подвижной игры, то она является деятельностью активной, разнообразной и творческой, а значит, способна обеспечить приобретение малышом жизненных впечатлений, формирование его личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Подвижная игра как средство творческого развития детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Раскрытие творческого потенциала, познание ребенком себя и своих возможностей начинаются с чувств. Подвижная игра способствует этому, ведь все дети любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра традиционно является самоценной для них, потому что в ней процесс движения — уже ценность. Поэтому понятно что:
1) очень важно воспитать у детей желание играть в подвижную игру, чтобы благодаря ей каждый ребенок мог учиться самореализовываться, осуществлять творческий поиск, развиваться, приобретать жизненную компетентность;
2) подвижная игра быстрее будет способствовать всему этому, если будет для детей интересной.
Интерес к подвижной игре (а значит и к играм, и к движениям в целом) повышает ее взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников, в частности с изобразительной деятельностью, ручным трудом. Подрастая, дети становятся более требовательными к предметам игры. Поэтому и следует поддерживать стремление ребенка самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это своеобразная психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная возможность для развития творческих способностей. Полезно также практиковать совместное планирование подготовки к игре. Ход его направляется вопросами воспитателя : «Как это можно интереснее сделать? Кто это сделает? С кем вместе?».
Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывания игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к ее содержанию.
Бесспорно, здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим — в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а еще другим — в бессюжетные игры-соревнования, эстафеты, игры-забавы с предметами (кегли и т. д.). Итак, должны учитывать: 1) склонности и интересы конкретного ребенка (например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры); 2) возможности ребенка, уровень его способностей (в организованных играх ребенок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости — найти компромисс при выборе игры, распределения ролей и т. п.). Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребенок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами.
Если цель игры, сама перспектива активной двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку, и организацию игры (как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.
Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх — вариативность их содержания и формы организации. Воспитатель сначала сам, а дальше, постепенно привлекая к этому детей, подает им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать, создавая проблемно-поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариантности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введение дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т. д.
Каждый раз применяя разные, соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирование интереса к ней, распределения ролей, приемы оценки и подведения итогов по ее окончании, педагог создает у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр творческого самовыражения в них во время произвольной (самостоятельной) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр (коллективным, групповым, индивидуальным и вводить их не только в процесс организованного обучения (занятия, но и в самостоятельную двигательную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.
Не забывайте, что подвижные игры способствуют также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст (строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение; по данному воспитателем образцу, с его помощью, а затем и сами составляют загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для распределения ролей, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков и т. п.) .
Потенциал подвижной игры в формировании творческой направленности детской личности может быть широко использованный при реализации методик ТРИЗ, поскольку такая игра :
развивает творческие способности на основе обогащения жизненного опыта детей, в частности двигательного;
дает ребенку возможность в разных видах деятельности — двигательной, художественной, игровой, речевой и др. — организовать исследовательский поиск;
делает воспитателя мудрым наставником, который не только учит, но и помогает найти правильное решение, сделать маленькое открытие.
По методике ТРИЗ детей следует учить :
комбинировать полученные знания и навыки, создавать новые ситуации, образы, игровые задания и т. п. ;
«входить» в образ персонажа, воплощая его в игре разными выразительными средствами;
использовать природный и другой материал для изготовления игровых средств и атрибутов;
определять идеальный конечный результат и достигать его;
моделировать, придумывая свою игру или вариант игры, изготавливать к ней разметку, играя наедине с мнимыми партнерами и т. п. ;
как и методы ТРИЗ, опирается на игру ума, а не только мышц, на воспитание внутреннего «тормоза» (услышь другого — говори сам, дай выполнить другим — потом делай сам).
Как средство, метод, форма работы в системе ТРИЗ подвижная игра требует от педагога :
умение выслушать каждого, признавать право каждого ребенка на собственное мнение и ошибку;
оценок положительного типа («интересная мысль», «замечательная идея»);
обеспечение условий для успеха в игре всех детей (учитывая уровень общего развития, специальную двигательную подготовку);
организации коллективного обсуждения итогов детской творческой деятельности со всеми ее участниками.