Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство творческого развития детей»

Наталия Вдовина
Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство творческого развития детей»
▼ Скачать +Заказ

В ходе нашего разговора отметим, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игровая. Давно отошло в прошлое мнение отдельных психологов, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Любой вопрос дошкольной педагогики и психологии должен решаться с точки зрения развития и воспитания ребенка, природосоответствия, ориентированности на конкретную детскую личность. Что касается подвижной игры, то она является деятельностью активной, разнообразной и творческой, а значит, способна обеспечить приобретение малышом жизненных впечатлений, формирование его личности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Подвижная игра как средство творческого развития детей“» размещена в разделах

Раскрытие творческого потенциала, познание ребенком себя и своих возможностей начинаются с чувств. Подвижная игра способствует этому, ведь все дети любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра традиционно является самоценной для них, потому что в ней процесс движения — уже ценность. Поэтому понятно что:

1) очень важно воспитать у детей желание играть в подвижную игру, чтобы благодаря ей каждый ребенок мог учиться самореализовываться, осуществлять творческий поиск, развиваться, приобретать жизненную компетентность;

2) подвижная игра быстрее будет способствовать всему этому, если будет для детей интересной.

Интерес к подвижной игре (а значит и к играм, и к движениям в целом) повышает ее взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников, в частности с изобразительной деятельностью, ручным трудом. Подрастая, дети становятся более требовательными к предметам игры. Поэтому и следует поддерживать стремление ребенка самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это своеобразная психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная возможность для развития творческих способностей. Полезно также практиковать совместное планирование подготовки к игре. Ход его направляется вопросами воспитателя : «Как это можно интереснее сделать? Кто это сделает? С кем вместе?».

Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывания игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к ее содержанию.

Бесспорно, здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим — в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а еще другим — в бессюжетные игры-соревнования, эстафеты, игры-забавы с предметами (кегли и т. д.). Итак, должны учитывать: 1) склонности и интересы конкретного ребенка (например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры); 2) возможности ребенка, уровень его способностей (в организованных играх ребенок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости — найти компромисс при выборе игры, распределения ролей и т. п.). Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребенок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами.

Если цель игры, сама перспектива активной двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку, и организацию игры (как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.

Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх — вариативность их содержания и формы организации. Воспитатель сначала сам, а дальше, постепенно привлекая к этому детей, подает им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать, создавая проблемно-поисковые ситуации: «Как поиграть иначе. Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариантности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введение дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т. д.

Каждый раз применяя разные, соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирование интереса к ней, распределения ролей, приемы оценки и подведения итогов по ее окончании, педагог создает у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр творческого самовыражения в них во время произвольной (самостоятельной) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр (коллективным, групповым, индивидуальным и вводить их не только в процесс организованного обучения (занятия, но и в самостоятельную двигательную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.

Не забывайте, что подвижные игры способствуют также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст (строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение; по данному воспитателем образцу, с его помощью, а затем и сами составляют загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для распределения ролей, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков и т. п.) .

Потенциал подвижной игры в формировании творческой направленности детской личности может быть широко использованный при реализации методик ТРИЗ, поскольку такая игра :

развивает творческие способности на основе обогащения жизненного опыта детей, в частности двигательного;

дает ребенку возможность в разных видах деятельности — двигательной, художественной, игровой, речевой и др. — организовать исследовательский поиск;

делает воспитателя мудрым наставником, который не только учит, но и помогает найти правильное решение, сделать маленькое открытие.

По методике ТРИЗ детей следует учить :

комбинировать полученные знания и навыки, создавать новые ситуации, образы, игровые задания и т. п. ;

«входить» в образ персонажа, воплощая его в игре разными выразительными средствами;

использовать природный и другой материал для изготовления игровых средств и атрибутов;

определять идеальный конечный результат и достигать его;

моделировать, придумывая свою игру или вариант игры, изготавливать к ней разметку, играя наедине с мнимыми партнерами и т. п. ;

как и методы ТРИЗ, опирается на игру ума, а не только мышц, на воспитание внутреннего «тормоза» (услышь другого — говори сам, дай выполнить другим — потом делай сам).

Как средство, метод, форма работы в системе ТРИЗ подвижная игра требует от педагога :

умение выслушать каждого, признавать право каждого ребенка на собственное мнение и ошибку;

оценок положительного типа («интересная мысль», «замечательная идея»);

обеспечение условий для успеха в игре всех детей (учитывая уровень общего развития, специальную двигательную подготовку);

организации коллективного обсуждения итогов детской творческой деятельности со всеми ее участниками.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» «Lego - конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» Каждый ребенок уникален, и каждый рождается.

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Подвижная игра — незаменимое.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развития речи детей» Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развития речи детей». 1. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества,.

Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников»Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Цель: Совершенствовать профессиональные.

Народная подвижная игра, как средство развития личности ребенка Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки по-движных.

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников. Картотека игр для детей средней группыПодвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников. Картотека игр для детей средней группы Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка. Подготовила Ломтева Динара Вафоана Согласно Приказу Министерства образования.

Опыт работы «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Для детей подвижные игры являются необходимой.

Подвижная игра как средство развития основных движений детей дошкольного возраста В настоящее время можно говорить о многолетней стойкой тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Это обусловлено многими.

Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей Основой для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство творческого развития детей»
Опубликовано: 30 января 2018 в 17:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство творческого развития детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Вдовина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД