Светлана Маслова
Консультация «Подсказка для логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика
Начать урок можно с таких слов:
- Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы делаете?
- Разминку!
- И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только не ноги и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует артикуляционная гимнастика.
Виды артикуляционных упражнений.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
Публикация «Консультация „Подсказка для логопеда“» размещена в разделах
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Примеры дыхательных упражнений для детей школьного возраста
1. «Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. «Кораблики».
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. «Футбол».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
Логоритмика
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами)
Дети: ха-ха-ха (вытягивают руки вперед
ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах (качают головой, держась
за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шарик»
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук
собраны в одну щепотку)
Он становится большой (медленно развести
руки в стороны)
Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать
пальцы в щепотку)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в
стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой
руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий
вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
Речевые игры.
1. "Бывает - не бывает".
Дети называют любое предложение. (Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Класс хором отвечает - бывает это или не бывает.
2."Загадалки".
Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый "мультяшный" герой) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он утупает место другому.
3. "Перевертыши".
Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.)
4. "Узнай меня"
Ученикам даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание:цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие.
5. "Сочиняйка".
Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое.
Темпоритмические упражнения
Упражнение «Скакалка»
Прыгать на одной или двух ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, четко выделяя ударный. Темп прыжков и речи менять (быстро, умеренно, медленно).
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки,
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз.
Можно прыгать целый час.
(Е. Саричева)
Упражнение на стихи
Стихотворный материал наиболее удобен для отработки правильного ритма и мелодики речи. Хорошим приемом ритмизации речи является произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.
Маршируя, произнесите текст стихотворения.
С барабаном ходит ежик.
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик.
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он,
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум — бум — бум!
И удары раздавались,
Бум — бум — бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум — бум — бум!
(Г. Виеру)