Света Цурмичева
Подходы разных авторов к определению критериев и показателей диагностики развития коммуникативной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время многие психологи и педагоги признают актуальность проблем, связанных с развитием сферы общения детей - дошкольников [2].
Сфера общения детей сложна, многогранна и включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов, поэтому в психологопедагогической литературе нет единого подхода к определению критериев развития коммуникативной деятельности.
Публикация «Подходы разных авторов к определению критериев и показателей диагностики развития коммуникативной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Так, Г. М. Андреева, в качестве таких критериев предлагает степень развития умений и навыков, соответствующих трем сторонам общения: коммуникационной (умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания, перцептивной (умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты) и интерактивной (самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, умение увлечь за собой) [1].
М. И. Лисина для определения соответствия развития сферы общения возрасту ребенка предлагает такой критерий, как доминирующая «форма общения» (деловая, познавательная или личностная) [3].
Т. А. Репина для исследования межличностных процессов в детской группе берет три основных понятия: «общение», «взаимодействие», «межличностные отношения». В соответствии с этим она выделяет три основные структуры в межличностных процессах дошкольной группы : актометрическая структура – это объективные взаимосвязи детей, возникающие при взаимодействии в совместной деятельности и реальном, не регламентированном общении; социометрическая структура – круг желаемого общения ребенка со сверстниками; перцептивная структура, состоящая из существующих в группе взаимных оценок. Исходя из этой структуры, и предлагается оценивать степень развития общения.
Для изучения актометрической структуры группы Т. А. Репина предлагает использовать методику одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении; социометрическая структура – исследуется при помощи социометрической игры «Секрет»; для исследования перцептивной структуры группы предлагается использовать методику изучения оценочных отношений (оценочный эксперимент) [4].
Коммуникативная сфера детей сложна, многогранна. Важный принцип диагностики детской группы – это комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи. Поэтому считаем необходимым уточнить понятие коммуникативной деятельности и выявить наиболее значимые ее составляющие. Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, межличностное (субъект субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.
Это взаимодействие может осуществляться разными коммуникативными средствами (вербальными и невербальными, в разных формах (диалог, управление, подражание, используя разные поведенческие стратегии или типы взаимодействия (конкуренцию, сотрудничество, приспособление). Исходя из определения коммуникативной деятельности как «взаимодействия», АВТОРОМ диагностики уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников нами были определены следующие критерии и показатели, включающие в себя:
Уровень развития сотрудничества, как оптимального типа взаимодействия: способность видеть действия партнера; согласованность действий партнеров; осуществление взаимного контроля; взаимопомощь; отношение к результату деятельности. Уровень развития партнерского диалога в детском коллективе, как оптимальной формы взаимодействия: способность слушать партнера; способность договариваться с партнером; способность к эмпатии. Отношение ребенка к себе и другим, возникающее в результате общения. Данные критерии, по-нашему мнению, наиболее полно позволяют определить уровень развития коммуникативной деятельности, так как дают возможность увидеть, как протекает коммуникативная деятельность и какие отношения складываются в группе в результате этой деятельности.
Для выявления уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников был составлен комплекс диагностических методов и методик, на основе выделенных критериев и показателей. В данный комплекс включены следующие методы и методики: наблюдение общения детей со сверстниками в повседневной жизни, проективная методика «Два домика», экспериментальная методика Лабиринт Л. А. Венгера [5]. Каждая из этих методик и методов позволяет оценить тот или иной критерий, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Критерии
Показатели
Методы и методики
Уровень развития
сотрудничества
– способность видеть действия партнера;
– согласованность действий партнеров;
– осуществление взаимного контроля;
– взаимопомощь;
– отношение к результату деятельности.
Экспериментальная методика
«Лабиринт» (Л. А. Венгер)
Уровень развития
партнерского диалога
– способность слушать партнера;
– способность договариваться с партнером;
– способность к эмпатии.
Наблюдение детей в совместной
игровой, трудовой и учебной
деятельности (Диагностика
способности детей к
партнерскому диалогу
А. М. Щетининой)
Отношение к себе и к другим детям
– отношение к себе как к члену группы;
– отношение к другим детям группы.
Проективная визуально
вербальная методика
«Два домика»
На основе выраженности показателей были разработаны уровни развития коммуникативной деятельности у детей 5–7 лет. Автор выделил три уровня : высокий, средний и низкий. В соответствии с выделенными критериями и показателями нами охарактеризованы уровни развития коммуникативной деятельности старших дошкольников.
Высокий уровень характеризуется высокой степенью развития сотрудничества в детском коллективе: способностью замечать и предугадывать действия партнера, согласовывать свои действия с другими членами группы, осуществлять взаимопомощь. Способностью к партнерскому диалогу: умению внимательно слушать партнера, договариваться с ним, эмоционально настраиваться на чувства партнера. Положительным отношением ребенка к другим и к самому себе.
Средний уровень сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно непосредственный характер, то есть в дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общей способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру; или в некоторых ситуациях проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате у ребенка сформировано положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.
Низкий уровень характеризуется практически полным отсутствием сотрудничества. Дети не видят действий партнера, или действия партнера воспринимаются как образец для некритичного слепого подражания. Нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений поставленной задачи. Дети никак не общаются между собой, либо эпизодически обращаются к партнеру. Дети не способны к партнерскому диалогу, не умеют слушать и сопереживать друг другу, а так же затрудняются договариваться между собой. У ребенка низкая самооценка и негативное отношение к другим детям, либо высокая самооценка, но при этом плохое отношение к окружающим, либо негативное отношение к себе, но при этом положительное отношение к другим детям.
Таким образом, коммуникативная деятельность многогранное понятие, имеющее сложную структуру и включающее в себя разные стороны и аспекты, что представляет определенные трудности в ее исследовании и определяет отсутствие единого мнения ученых в выделении критериев и показателей ее исследования. Однако по нашему мнению, понимание коммуникативной деятельности как «взаимодействия» делает необходимым диагностики именно того как оно (взаимодействие) осуществляется, то есть какая форма взаимодействия преобладает в дошкольной группе, какой тип взаимодействия предпочитают дети и какие отношения складываются между членами группы в итоге.
Библиографический список
Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 302 с.
Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие. – Череповец : ЧГУ, 2002. – 150 с.
Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1974. – 288 с.
Репина Т. А. Социальнопсихологическая характеристика группы детского сада. / Т. А. Репина ; Науч. исслед. инт дошк. воспитания Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика. – 1988. – 230 с.
Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб. методич. пособие. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.