Нина Жидкова
Подгрупповое занятие по звукобуквенному анализу слов в подготовительной группе «Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение словаря по теме : «Перелетные птицы», знакомство со звуком и буквой А.
Задачи:
образовательные: учить детей четкому произношению звука; соотнесению звука с буквой и символом; печатанию буквы А, написанию элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А; выделению звука А среди сочетаний гласных, слогов и слов; закрепить понятия по теме «Фрукты. Овощи»;
Публикация «Подгрупповое занятие по звукобуквенному анализу слов в подготовительной группе „Звук [А] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
коррекционно-развивающие: развивать простые формы звукового анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления;
воспитательные: развивать навык сотрудничества, взаимопомощи, интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); элементы рукописной и строчной буквы А; предметные картинки; демонстрационные картинки; карандаши; карточки.
Ход занятия.
I. Оргмомент
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень). А какой месяц? (октябрь). Какие признаки осени вы знаете? – Отгадайте загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
- Ребята, а что птички делают осенью? (улетают в теплые края). А каких вы знаете птиц? А какие бывают птицы? (перелетные, зимующие). Назовите мне перелетные птицы. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на нашем занятии? (о перелетных птицах).
- Посмотрите, кто к нам прилетел? Синица.
- Синичка для вас приготовила упражнения. Она хочет, чтобы вы показали ей, как вы умеете выполнять упражнения для язычка. А помогут ей в этом ее друзья. Упражнения из книжки В. Н. Нищевой «Артикуляционная гимнастика». («Хоботок», «Улыбка-трубочка», «Качели», «Часики»).
-Молодцы, ребята! Синичка говорит вам спасибо, ей очень понравилось.
- Положите зеркала на край стола.
- Посмотрите, а кто же это к нам прилетел.
- Грач.
- Грач предлагает вам отправиться в страну звуков.
Характеристика звуков.
В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. - Какие вы знаете две группы звуков? (речевые и неречевые). – Назовите мне речевые звуки. – А теперь приведите примеры неречевых звуков.
- Ребята скажите мне, пожалуйста, сколько звуков в слове грач? (4 звука). Давайте проверять.
II. Основная часть
Произнесение звука А. Соотнесение звука с буквой. Знакомство с символом и артикуляционной моделью. Знакомство с характеристикой звука А и нормой произношения. Развитие зрительного внимания.
- Ребята, посмотрите, кто же к вам теперь прилетел в гости. Приложение 3. Скворец.
-Скворец прилетел не один. Он вам принес сюрприз. Вы выполнит его задание и узнаете, что за сюрприз он вам принес. Логопед: Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву А. Картинки: лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги (все изображения напоминают букву А).
Что вы заметили на этих картинках? (Букву А). Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. – Теперь вы произнесите звук А. Звук А какой – гласный или согласный? (гласный). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным). – Посмотрите, что изображено на доске? (буква А). – Ребята, букву мы видим и пишем. Вот она. – А звук мы говорим и слышим.
2. Дыхательное упражнение
Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А, затем громко, А…. Повторить 4-5 раза
- Поиграем с этим звуком. Я буду вам называть звуки, а вы когда услышите звук А, хлопните в ладоши.
3. Выделение звука А на слух :
а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;
б)из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, ар, эт;
в)из слов - аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум, дыра.
4. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.
Логопед: Также скворец приготовил вам карточки. Он хочет, чтобы вы обвели и раскрасили букву А.
5. Физ-минутка.
Птички и ветер
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
6. Соотнесение слов со звуковой схемой. Развитие логического мышления.
Логопед: Посмотрите, ребята! Это кто к нам прилетел. Приложение 6. Ласточка. Ласточка принесла вам загадки. Давайте их отгадаем.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?. (Ворона).
В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена
(Тыква).
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз).
7. Работа с карточками.
Логопед: Ребята, что это за птичка? (Дрозд).
Дрозд принес вам карточки. Он хочет, чтобы вы нашли и раскрасили картинки, которые начинаются на букву А.
III. Итог занятия
Логопед: -Ребята, скажите, пожалуйста, какие птички к вам сегодня прилетали в гости? А с какой буквой мы сегодня познакомились? А с каким звуком? Звуки, которые мы можем петь, как называются? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Что вам понравилось на нашем занятии? В названии птиц найдите звук А.
- А теперь пароль на выход. - Придумайте мне слово, которое начинается на звук А.