Байбикова Мяйсяря
Подгрупповое занятие «Дифференциация звука [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект подгруппового логопедического занятия на тему : «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Цели занятия :
• уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
• закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
• учить различать эти звуки на слух;
• развивать фонематический слух;
• повторить родовые отличия имен существительных;
• повторить категорию числа имен существительных.
I. ОРГ. МОМЕНТ
Публикация «Подгрупповое занятие „Дифференциация звука [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.
Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
- Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.
Работа на уровне слога.
- Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.
- Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.
А теперь добавь слог СА или ША, чтобы получилось слово. Назови его. (игра с мячом)
Афи… ли…. ка… о…
Добавь слог СЫ или ШИ камы… бу…. мы… фоку….
Четко повтори: Язык кверху – ша-ша-ша- Маша моет малыша
Язык книзу – са-са-са- укуксила в нос оса
Язык кверху – ши-ши-ши- Миша с Машей малыши
Язык книзу – сы-сы-сы- у осы усы, усы
Язык кверху – шу-шу-шу- шубу новую ношу
Язык книзу – су-су-су- видел я в лесу лису
Работа на уровне слова.
- Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].
- Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
- Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (савок)
- Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба)
- Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
- Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)
Работа на уровне словосочетания.
Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
- Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
- Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
- Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
- Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
Савок какой?
Работа на уровне предложения.
- Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
Измени словосочетания по образцу :
Карточка №4
Ты носишь – я ношу
Ты спешишь –
Ты спишь –
Ты рисуешь –
Ты сыплешь –
Ты сеешь –
Я ношу – ты носишь
Я прошу –
Я спешу –
Я сплю –
Я рисую –
Я сыплю –
Я сею –
Молодец!