Тратова Ольга
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе «Составление описательного рассказа по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгрупповой НОД (учитель-логопед Тратова О. А.)
Возрастная группа : старшая группа.
Форма проведения-занятие.
Тема: Составление описательного рассказа по лексической теме «Посуда».
Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с использованием графических схем.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
• Закрепить представление о посуде, её многообразии и назначении;
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе „Составление описательного рассказа по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
• Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными;
• Продолжать учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями;
• Учить составлять небольшой описательный рассказ о посуде по схеме;
2. Коррекционно- развивающие:
• Продолжать развивать слуховое внимание, координацию речи с движением;
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать у детей умение слушать педагога и выслушивать до конца ответы своих товарищей.
Оборудование: ноутбук; предметные картинки с изображением посуды : чашка, ложка, вилка, чайник, тарелка, графин, поднос.
Использованная литература:
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 240 с.
План:
1 часть-вводная. 5 минут.
2 часть-основная. 22 - 23 минуты.
3 часть-заключительная. 2 – 3 минуты.
Приё мы руководства деятельностью детей:
1. Словесный (беседа);
2. Наглядный (демонстрация, показ);
3. Игра (развивающая, двигательная);
Ход:
Вводная часть:
Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Здравствуйте, дети! В семье Барбоскиных сегодня праздник — у их мамы день рождения. И её дети хотят приготовить ей сюрприз: приготовить праздничный ужин. Но как это сделать и что для этого нужно не знают. Поможем им?». (слайд — 3)
1. Игра: «4-й лишний» - я буду называть вам слова, а вы должны определить лишнее слово. Готовы? ( слайды: 4 - 8)
Кот, коза, чашка, корова;
Апельсин, груша, яблоко, ложка;
Воробей, тарелка, ворона, сорока;
Чайник, юла, гармошка, кукла;
Сапоги, тапочки, кастрюля, валенки;
2. Вступительная беседа, введение в тему: ( слайд: 9)
Чашка, ложка, тарелка, чайник, кастрюля — как эти предметы можно назвать одним словом? Правильно, посуда. Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем говорить на занятии?
Основная часть:
Ребята, в этом конверте у меня задания о посуде, которые помогут объяснить Малышу и его братьям и сёстрам для чего какая посуда нужна. И первым заданием будут загадки.
3. Упражнение: «Отгадай загадки» - слушайте первую загадку. (слайд - 10)
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Правильно, чайник. Слушайте следующую загадку:
- Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её … (кастрюлей)
Молодцы, и с этой загадкой вы справились, попробуйте отгадать ещё одну:
- И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят — то в кастрюле,
Жарят на …. (сковороде)
Молодцы, ребята, отгадали загадки. А кто знает, как называется эта посуда и почему её так называют? Слушайте следующую загадку:
- Развесёлая подружка
Угостит своих гостей —
Молоком, компотом, чаем,
Назови её скорей!
Правильно, это чашка. А кто знает, чем отличается чашка от кружки?
Скажите, пожалуйста, какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай?
А как называется эта посуда? (чайная)
Умнички! А вот ещё одна загадка:
- Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
Правильно, а эту загадку сможете отгадать?
- Суп, салат, пюре, котлеты подают всегда в … (тарелке)
Ребята, посуда для приготовления пищи на кухне называется — кухонная, посуда для чая — чайная. А как называется посуда, которую ставят на стол для еды? Правильно, эта посуда называется — столовая.
Молодцы, отгадали все загадки. И помогли Барбоскиным младшим понять для чего какая посуда нужна. А сейчас давайте объясним им из какого материала она сделана. В этом нам поможет следующее задание.
4. Упражнение: «Какая бывает посуда?» (слайд - 11)
Задание называется — какая бывает посуда? Я буду говорить вам из чего сделан предмет посуды, а вы по очереди отвечать какой он. Например, стакан из стекла — стеклянный. Готовы? (Прошу детей отвечать по цепочке показом руки). Если ответ правильный, на экране появится его изображение.
Вилка из металла — …
Графин из хрусталя — …
Ложка из дерева — …
Тарелка из пластмассы — …
Чашка из фарфора — …
Какие вы молодцы! И с этим заданием вы справились. Теперь Барбоскины знают не только для чего нужна посуда, но и из чего она сделана. А сейчас немного разомнёмся. Выходите из-за столов и сделаем упражнение «Посуда» (дети с ним уже знакомились на прошлых занятиях по теме).
5. Физкультурная минутка: «Посуда» : (слайд — 12)
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принёс.
6. Упражнение: «Магазин» (слайд - 13)
Вы немножко отдохнули и сейчас я предлагаю вам посетить магазин и купить посуду. Но расплачиваться в этом магазине надо не деньгами, а словами мой, моя. Например, я хочу купить поднос, что я должна сказать? - Мой поднос. Кто первый пойдёт в магазин за покупкой? Начнём с Иры (далее по цепочке). Дети называют предмет и получают соответствующую картинку.
Умнички, с этим заданием вы тоже хорошо справились. А теперь расскажите Барбоскиным и своим товарищам о своей посуде вот по этой схеме.
7. Составление описательного рассказа о посуде с опорой на схему (слайд -14)
Начну я: «Он белого цвета, прямоугольной формы, не очень большой, сделан из пластмассы, у него есть дно и ручки, на нём носят посуду». Что это? Правильно, это поднос. А теперь вы. Первым начнёт свой рассказ о посуде — Дима (затем дети описывают предмет посуды по цепочке).
Молодцы, это задание было самым трудным, но вы и с ним справились. Теперь Малыш и его братья и сёстры знают как выглядит посуда. В какой посуде можно приготовить вкусный обед, а в какой подать на стол.
Заключительная часть:
Давайте напомним Барбоскиным какая бывает посуда и из какого материала её изготавливают? Скажите полным ответом. И благодаря вам они приготовили для своей мамы очень вкусное угощение и всей семьёй поздравили её с днём рождения. (слайд — 15).