Есина Светлана
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы «К нам весна идет. Мы слышим»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь,; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий,; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений). Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы „К нам весна идет, Мы слышим“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками, мелкие предметы для составления предложений, су-джок мячики, кинетический песок. Оборудование для игры «Вазы и цветы».
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед приглашает детей на занятие. Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками.
Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Логопед читает стихотворение.
Логопед.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим : Кап! Кап! Кап! Кап!
Н. Нищева
Давайте образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом.
Логопед по очереди катает мяч детям.
Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?
1-йребенок. Капли.
Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?
2-й ребенок. Капель.
Логопед. Как можно назвать маленькую каплю?
3-й ребенок. Капелька.
Логопед. Если капли капают, какие они?
4-й ребенок. Капающие.
Логопед. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.
Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.
Логопед. Молодцы! Вы отлично начали занятие.
2. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности. ]
Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.
Логопед. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.
Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету.
Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.
1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.
2-й ребенок. Де-ре-во. Три слога.
3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.
4-й ребенок. Пти-цы. Два слога.
Логопед. Замечательно. Я горжусь вами!
3. «Составь предложение». [Развитие синтаксического стоя речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).]
Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку о весне.
Логопед. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.
1-йребенок. Весной светит яркое солнышко.
2-й р е б е н о к. На деревьях распускаются почки.
3-й р е б е н о к. Побежали веселые ручейки.
4-й р е б е н о к. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Логопед. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?
1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На деревьях распускаются почки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Логопед. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна.
И воздух весной свежий, чистый.
А сейчас мы поиграем,
Нюхать воздух начинаем.
4. Дыхательная гимнастика.
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и
максимально шумный вдох. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд.
А сейчас мы выполним упражнение «Ветерок»
Упражнение для дыхания с тренажерами «Ветерок». (Развитие речевого выдоха)
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Разгоню я тучи прочь.
5. Упражнение «Клен». [Координация речи с движением. ]
Логопед предлагает детям сделать упражнение.
За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом в круг.
Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево-вправо.
Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.
Разжимают кулачки. 4 прыжка.
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. Наклоны влево-вправо. Поворачиваются лицом друг к другу.
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые руки. Рукопожатие.
С. Коган
Логопед : А сейчас я вам расскажу сказку о веселом язычке и мы сделаем артикуляционную гимнастику.
6. Артикуляционная гимнастика
Сказка о весёлом Язычке
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,
потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
В весеннем лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях : Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в весеннем лесу!
Весной возвращаются перелетные птицы. Давайте вспомним их названия. (дети подходят к доске, на которой размещены перелетные птицы)
Дети называют птиц.
7. Упражнение с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед достает массажный мячик.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я качу мяч одному из вас и называю перелетную птицу. Вы останавливаете мяч, называете это слово ласково и возвращаете мяч мне. Скворец.
1-й ребенок. Скворушка.
Логопед. Соловей.
2-й ребенок. Соловушка.
Логопед. Голубь.
3-й ребенок. Голубок.
Логопед. Синица.
4-й ребенок. Синичка. (И т. п.)
8. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
«Перелетные птицы».
Тили – тели, тиле – тели,
С юга птицы прилетели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.
Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
9. Игра «Вазы и цветы»
10. Рефлексивно-оценочный этап.
А сейчас мы с вами сделаем весенний ручеек из волшебного песка.
Логопед. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите цветные кораблики.
Возьмите кораблик любого цвета. Но прежде, чем отправить его в путешествие по весеннему ручейку, поделитесь своими впечатлениями о занятии, что вам было интересно и что запомнилось. (Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу каждого ребенка.)
Логопед. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь!