Наталия Поникаева
Подгрупповая организованная — образовательная деятельность «Дифференциации звуков [С], [Ш] в словах, чистоговорках»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповая организованная - образовательная деятельность по дифференциации звуков [С], [Ш] в словах, чистоговорках.
Цель. Дифференциация звуков [с], [ш] в словах, чистоговорках.
Задачи
1. Коррекционно – обучающие:
- уточнить артикуляционный и акустический образ звуков [с], [ш];
- закреплять правильное произношение фонем;
- закрепить графический образ букв С и Ш;
Публикация «Подгрупповая организованная — образовательная деятельность „Дифференциации звуков [С], [Ш] в словах, чистоговорках“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чистоговорки
- Темочки
- учить детей различать звуки [с], [ш] на слух и в произношении;
- дифференциация звуков [с], [ш] в словах, чистоговорках;
- формировать лексико - грамматический строй;
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к ООД через использование занимательных упражнений, внимание, активность;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: бумажная коробка (посылка, зеркала, комочки ваты, картинки с изображением артикуляционных упражнений, профили артикуляции звуков [с] и [ш], буквы С, Ш, радиограмма, картинки гласных звуков, султанчики, картинки: насос, змея, картинки - снежинки с изображением предметов со звуками [с] и [ш], камешки, картинки - мнемотаблицы со звуками [с] и [ш], леденцы «чупа - чупс».
Ход деятельности
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Поздоровайтесь с гостями.
- Ребята нам прислали волшебную посылку, а кто прислал, нужно отгадать. Слушайте загадку.
Загадка:
Человечек непростой: появляется он зимой,
А весною исчезает, потому что быстро тает (снеговик).
- Правильно, снеговик. Давайте посмотрим, что он нам прислал. Посмотрите, снежки.
II. Основная часть
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Снежки»
- Положите снежки на ладошки и подуйте на них. Вдох носом и подули на снежок. Молодцы!
2. Артикуляционная гимнастика
- А теперь давайте вспомним упражнения, которые делали с губами и язычком. Берем зеркала, держим двумя руками.
Упражнения: «Заборчик», «Окошко», «Месим тесто», «Маляр», «Чашечка», «Не разбей чашечку».
3. Характеристика звуков [С] [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам
Рассмотрение картинки (артикуляция звука [с]).
- Посмотрите на мольберт.
- Когда произносим звук [с] какими становятся губы?
- губы растянуты в улыбке;
- зубы сближены «заборчиком»;
- где находится язычок?
- кончик языка за нижними зубами «горкой»;
- воздушная струя сильная, холодная.
Рассмотрение картинки (артикуляция звука [ш]).
- Когда произносим звук [ш], какими становятся губы?
- губы округлены и слегка вытянуты вперед, похожи на бублик;
- зубы сближены, но не соприкасаются, между ними маленькая щелочка;
- где находится язычок?
- широкий кончик языка поднят на потолочек, в форме «чашечки»;
- воздушная струя сильная, широкая, теплая.
4. Различение букв С и Ш, звуков [с ] и [ш]
- Звуки мы обозначаем – буквами. Звук [с ] мы обозначаем буквой С. Звук [ш ] мы обозначаем буквой Ш.
- Звуки мы что делаем? (слышим и произносим.) Буквы мы видим, читаем и пишем.
5. Игра «Внимательные ушки»
- В посылке есть еще султанчики. Сейчас мы поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить звуки, а вы если услышите звук [с], поднимайте султанчик и помашете им. Раз, два, начинается игра: ф, л, ш…
- А теперь, если вы услышите звук [ш], поднимайте султанчик и помашете им.
6. Игра «Радиограмма»
Попеременное произнесение звуков [с ] - [ш].
- Снеговик прислал нам радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш] и поднимать руку вверх, а вниз звук [с] и отпускать руку вниз.
- Начинаем расшифровку сначала вместе. Дети вместе произносят: С – Ш – СС Ш и т. д., затем по очереди. (стоя)
- Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».
7. Физминутка
Точечный массаж
- Давайте немного отдохнем и проведем массаж.
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Нужно горлышко прогреть,
И не будем мы болеть.
Развитие просодики
- А теперь, вспомним песенки гласных звуков. Сколько гласных звуков? (шесть.) Пропеть гласные звуки с движениями (вдох, руки через стороны вверх, на выдохе пропеть гласный звук.)
8. Игра «Не ошибись»
- Ой, ребята, посмотрите сколько снежинок надуло. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [с] повесить к картинке насос, а со звуком [ш] к картинке змея. На снежинках картинки:
санки, снеговик, автобус, носки, лошадь, чашка, шлем, шахматы.
- Молодцы!
9. Игра «Придумай - ка»
- Ребята, у снеговика в посылке есть разноцветные камешки. Давайте поиграем в игру «Придумай - ка». Придумайте слова со звуком [с]. За каждое придуманное слово я буду вам давать камешек.
- Раз, два, начинается игра.
- А теперь, придумайте слова со звуком [ш].
- Хорошо, вы много слов придумали со звуками [с], [ш].
10. Игра «Диктор»
- Ребята, а теперь давайте, поиграем в игру «Диктор». Мы будем правильно повторять чистоговорки как дикторы на телевидении.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Пушистая кошка на солнышке, сушит шерстку на спинке, хвостик и ушки.
У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат.
- В этих чистоговорках какие звуки чаще встречаются ([с], [ш].)
- Правильно. Молодцы!
III. Подведение итога (рефлексия)
- Какие звуки учились сегодня слышать и произносить? ([с], [ш])
Пальчиковая гимнастика
Спасибо нашим пальчикам
Спасибо язычку,
Красиво и правильно
Я говорить хочу.
- Молодцы, ребята!
- Вы правильно отвечали на вопросы, играли, снеговик за это дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа - чупс»).
- Попрощайтесь с нашими гостями.