Марина Карвацкая
Подготовка руки к письму у детей с ОВЗ средствами декоративного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.
Публикация «Подготовка руки к письму у детей с ОВЗ средствами декоративного рисования» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дети с ОВЗ часто сталкиваются с тем, что им достаточно тяжело дается письмо. Многие не умеют «сохранить» строку, вовремя остановиться, когда пишу букву или слово, не справляются с написанием элементов букв. Поэтому детский сад должен подготовить руку ребенка к письму, чтобы он без особых проблем перешел к написанию букв.
Декоративное рисование помогает подготовить руку ребенка к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка.
Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Декоративное рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.
Рисунок или узор возникший под карандашом или кистью доставляет детям большое удовольствие. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Детский рисунок также может послужить психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.
Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. Орнамент – это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определенной последовательности, он также может включать в себя изображения животных. Чаще всего встречаются орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски. Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.
Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т. д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды и т. д.).
При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения.
Исходя из всего этого можно сделать выводы:
1. Декоративное рисование развивает мелкую моторику пальцев, кистей рук через:
формирование навыка правильного захвата инструмента (карандаша, кисти и т. д.);
обучение разнообразным приёмом работы с кистью (прикладывание кисти к бумаге, рисование всей кистью, концом);
развитие двигательных ощущений и умения менять положение инструмента при различных приёмах рисования.
2. Декоративное рисование развивает точность и координация движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствуется движения рук, развивая психические процессы:
произвольное внимание;
зрительное, пространственное и слуховое восприятие;
память, речь детей;
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Подготовка руки ребенка к письму в процессе декоративного рисования служит основой для более успешного овладения навыками письма в школе.