Маргарита Полсычева
Подготовка к обучению чтению
▼ Скачать +Заказ
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В последние годы в общеобразовательных школах неуклонно возрастает число детей, испытывающих те или иные трудности в обучении чтению. Большинство учащихся с проблемами в обучении - это дети с речевыми нарушениями. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями к овладению чтением.
Публикация «Подготовка к обучению чтению» размещена в разделах
Чтение – сложный психический процесс, в котором задействованы и внимание, и мышление, и память. Нарушение какого-либо психического процесса, а также нарушение устной речи затрудняет формирование навыка чтения. Т. к. увеличивается число детей с различными недостатками речевого развития, возникает проблема их подготовки к овладению чтением. Это является особо актуальной проблемой на сегодняшний день. Поскольку нарушения компонентов речи влекут за собой такое тяжелое нарушение чтения – как дислексия, а также снижают способность к успешному школьному обучению.
Основным условием успешного овладения навыком чтения является сформированность следующих компонентов:
а) звуко-произносительной стороны речи (если у ребенка отсутствует какой-либо звук или он его искажает в речи, нельзя предлагать учить данную букву);
б) фонематического восприятия и фонемного анализа, в противном случае ребенок в последующем может смешивать, путать или заменять буквы.
в) зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы);
г) пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве, и различать сходные по написанию буквы);
д) интеллектуальной функции (у ребенка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем, в противном случае, навык чтения приобретет механический характер, т. е. без понимания смысла прочитанного)
Таким образом, совокупность этих условий является базой для подготовки к обучению чтению.
Одним из факторов успешного обучения чтению является правильная и хорошая артикуляция. Для поддержания интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики выполняем упражнения с опорой на предметные картинки, по лексическим темам недели, используем различные предметы «Упражнения с соломинкой», «Упражнения с сушкой». Читаем артикуляционные сказки.
Исследователями установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речевая область головного мозга находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Мелкую моторику развивают: пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, игры с конструктором, мозаикой, паззлами, пластилинография, рисование и многое другое.
Большое внимание уделяем самомассажу рук и пальцев с помощью массажных мячиков, массажера су-джок, а также различных подручных предметов – это могут быть карандаши, шишки, грецкие орехи. Главное – разнообразие предметов, которое так нравится детям. Еще использую такую нетрадиционную логопедическую технологию как «Пальчиковая Азбука». Показываем буквы алфавита с помощью пальцев рук, дополнительно сопровождаем проговариванием коротких стихов.
Очень важна не только развитая мелкая моторика рук, но и крупная моторика. Это движения крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Крупная моторика – это и зрительно-моторная координация. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий. Для развития крупной моторики используем проведение зарядки и гимнастики, подвижные игры, игры с мячом (бросать, ловить, перебрасывать, отбивать мяч, игры с кеглями, бросание колец, лазание по гимнастической стенке, попадание в цель.
Следующее, о чем хотелось бы сказать – это нейрогимнастика (гимнастика для мозга). Нейрогимнастика — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы, способствуют развитию межполушарных связей. Всего несколько упражнений, выполняемых ежедневно, помогут улучшить память, мышление, концентрацию внимания, самоконтроль и многое другое. Упражнения: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Нос-пол-потолок», «Хлопок-кулак-щелчок», «Путаница», «Перекрестные шаги», «Коза и заяц», зеркальное рисование и т. д.
Для совершенствования фонематического слуха и восприятия детей необходимо развивать чувство ритма и слуховое внимание. Для этого хорошо подходит отбивание ритмов в ладоши, на различных музыкальных инструментах; выкладывание орнаментов и разукрашивание ритмических рисунков. Также, использую ритмические игры «Считай и хлопай», «Веселый карандаш», «Хлопок-шаг», «Повтори мелодию» и другие.
Чтение начинается со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Среди зрительных операций чтения выделяют : восприятие буквенной символики; процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами; последовательное сканирование графической информации. Для развития зрительного внимания и закрепления графического образа буквы используем вылепливание из пластилина, конструирование, выкладывание из счетных палочек, пуговиц, из шнурка, печатание и раскрашивание букв в тетрадях.
Логопедические настольные игры активно используются мной для игр и занятий с детьми. С помощью них отрабатываем, автоматизируем и закрепляем произношение звуков, обогащаем словарный запас, тренируем память, внимательность и мышление.
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать…
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Помните, личный интерес и желание детей – лучшая мотивация к обучению чтению.