Обухов Сергей Александрович
Подготовка и адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка и адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) средствами игровой деятельности
в условиях образовательной школы № 39
Обухов С. А., учитель физической культуры
В связи с интеллектуальными нарушениями учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе обостряется проблема подготовки и адаптации детей к учебным нагрузкам. Физическая и адаптивная культура, спорт являются серьезными и действенными факторами формирования социальной активности, укрепления здоровья, как средство коррекции и воспитания физических качеств, повышения физической подготовленности на уроках физической и адаптивной культуры разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основное средство физического воспитания – физические упражнения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья применяемые на уроках подвижные игры помогают овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, успешно помогают решать многие задачи. Несмотря на то, что игры часто включают в себя действия, избирательно направленные на совершенствование одного из физических качеств, их следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия. Ни одна подвижная игра не может служить средством развития какого-то одного качества. Игровая деятельность – комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игровых методик, форм, средств, ситуаций, направленных на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Игра помогает выработать необходимые эмоциональные и социальные навыки: умение общаться с другими детьми, организовывать игру, устанавли-вать правила игры, следовать уже установленным правилам в игре, помогать товарищу в игре для достижения общей победы, оказывается в положении то лидера, то подчинённого. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребенку или группе детей в их деятельности, либо оказались слабо развитыми. Применение игровой деятельности в силу присущих ей особенностей является способом комплексного совершенствования двигательной игровой деятельности. В наибольшей мере она позволяет совершенствовать физические, психические и специальные качества, без которых невозможна будущая профессиональная деятельность.
Игротерапия – это набор игровых методик, средств, ситуаций, через которые происходит реабилитация. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Играя, дети непринужденно и свободно овладевают новыми видами движений, становятся более ловкими и сообразительными. По сравнению с другими формами обучения и воспитания, преимущества игры заключается в том, что она достигает своей цели незаметно для воспитуемого. Не подразумевается никаких видов принуждения ребёнка. Главное назначение подвижной игры на занятиях – достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального подъёма детей на протяжении занятия физической и адаптивной культуры. Необходимость соблюдения игровых правил помогает развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно. Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Эта особенность детства, по словам Л. Н. Тол-стого, состоит в «силе веры». Уровень развития физических качеств определяется не только функциональными возможностями организма ребенка, но и волевыми качествами. Для их развития игра, как вид деятельности, предоставляет большие возможности. Формирование игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях проведения специально организованных занятий, и лишь затем полученные навыки переносится в свободную деятельность детей.
Особенности организации игровой деятельности.
Как облегчить путь к успеху?
1. Начинайте с лёгкого. Начиная обучение новому, сначала используйте простые и лёгкие задания, а затем повышайте уровень их сложности.
2. «Прямая и обратная последовательность». Существуют две полезные методики, называемые «прямая и обратная последовательность». Это означает, что вы поощряете ребенка выполнить первый шаг в цепи и заканчиваете действие сами, обратная последовательность – ребенок заканчивает действие, которое начали вы. Постепенно увеличивайте участие, пока, наконец, он не начнет выполнять всё целиком.
3. Следите за уровнем развития ребенка. Предлагайте только такие зада-ния, которые он в силах выполнить. Если ребенку предлагать задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытает досаду, начнет скучать и скоро потеряет интерес к игре (занятию).
4. Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребёнок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать чувства протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлёкшись, ребёнок сам включается в игру.
5. Педагог должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них.
6. Многократное повторение игр является необходимым условием разви-вающего эффекта, так как дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое.
7. Поощрение игровой самостоятельности. Постоянный контроль за нравственный атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и способности.
8. Ещё одной особенностью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является преодоление проблем, связанных с непроизвольными движениями и скованностью движений. Данные нарушения не позволяют ребенку принимать активное участие в подвижных коммуникативных играх. Для осуществления полного погружения ребёнка без ущерба для развития других детей, педагог может изменить правила некоторых подвижных игр, сделать их более статичными, что поможет ребёнку адаптироваться в коллективе.
Мотивация
1. Используйте интересы ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) зачастую не испытывают особой тяги к занятию, к изучению окружающего мира. Надо придумать, чем их заинтересовать, исходя из склонностей и интересов ребенка.
2. Хвалите и поощряете ребёнка. Одобряйте каждое конкретное правильно выполненное действие. Даже в случае, если оно выполнено не совсем правильно, необходимо подбодрить, нацелить на успех.
3. Вознаграждение. Необязательно материальная. Чаще награждайте ребёнка возможностью заняться любимым делом.
Критерии эффективности
1. Положительная динамика в коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ посредством игровой деятельности.
2. В двигательном развитии: позитивная динамика в развитии мелкой моторики пальцев рук.
3. В психическом развитии: повышение интереса, появление потребности к любому активному действию.
4. В речевом развитии: умение связано рассказывать выполняемые ими действия и их результат.
Ожидаемые результаты
1. Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе игровой деятельности.
2. Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.
3. Усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
4. Проявление собственной игровой, коммуникативной активности ребёнка.
5. Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности на уроках физической и адаптивной культуры.
Игровая деятельность – это контакт с личностями других людей, что является одним из эффективных способов выстраивания коммуникации между людьми. Применение игровых технологий позволяет сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, даёт возможность всем детям принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.
Список литературы
1. Анашина Н. Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр. – Ярославль: Акаде-мия развития, 2006.
2. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техника. – Изд. 3-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2009, – 349 с.
3. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания. – До-нецк: ООО «ПКФ «БАО», 2009, – 240 с.
4. Н. Ф. Круглова. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребёнка. – М. : ЭКСМО, 2010, – 192 с.