Получи документы

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу

Оксана Юрченко
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу

Составитель Юрченко О. А

МБДОУ «Детский сад №22» Владивосток

Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для детей с нарушениями речи.

Поскольку слово представляет собой определённую пространственно-временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, если на предыдущей возрастной ступени, при овладении программным материалом по математике, дети не усвоили понятие ряд.

Публикация «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу» размещена в разделах

Часто при логопедическом обследовании обнаруживается, что дети не умеют определять левую и правую стороны своего тела, те же трудности отмечаются при ориентировке в пространстве. Дети не умеют расположить предметы в соответствии с заданием, так как не владеют понятиями слева, справа, перед, за, над, между, в начале, в середине, в конце, не могут найти предметы в ряду, если надо руководствоваться указанием логопеда, который использовал при этом то или иное из перечисленных слов – наречие или предлог.

В словаре детей, не достаёт и многих других слов и терминов, на знание которых необходимо опираться при формировании звукового анализа и синтеза : ряд, место в ряду; начало, середина, конец ряда; величина, цвет, форма предмета; какой? Который? Не владея элементарным анализом предметного ряда, дети не справляются с заданиями расположить предметы в ряд, в направлении слева направо, пересчитать их по порядку, называя порядковые числительные, выделить местонахождение отдельного элемента ряда по одному из основных признаков, таких, как цвет, величина или форма.

Звуковой анализ развивается на занятиях как осознанная и развёрнутая система операций, как деятельность, которая протекает тем успешнее, чем лучше дети владеют такими её компонентами, как пространственные представления и ориентировка в окружающем, порядковый и количественный счёт (по программе соответствующей возрастной группы, слова-термины и речевые обозначения пространственных отношений.

При подготовке к звуковому анализу, что является важнейшей задачей педагогических работников логопедических групп, понятие ряд становится узловым. Основная форма подготовки – фронтальные логопедические занятия, содержание занятий –упражнения в построении и анализе предметного ряда, основная деятельность – учебная с включением в занятия игровых моментов.

Оборудование занятий – дидактический материал по счёту и ознакомлению дошкольников с цветом, величиной и формой, настольный театр «Репка» При достаточной оснащенности таким материалом каждый ребёнок может активно действовать с предметами своего ряда.

Активная предметная деятельность предполагает включение в действие различных анализаторов : зрительного, кинестетического, слухового, речедвигательного. Только в этом случае можно ожидать положительных результатов.

Предметный ряд разнообразен по содержанию: ряд тематический, ряд, организованный по принципу цвета, величины, формы. Ряды могут отличаться количественным составом, они поддаются перестройке, изменению, варьированию, всё зависит от цели занятия и возможности детей.

Вначале за рамками логопедических занятий формируется понятие ряд.

В новом свете, в связи с понятием ряд можно представить детям расположение иллюстрированного материала на занятиях по изобразительной деятельности, демонстрационного материала на занятиях по счёту, даже фрагменты оформления помещений помогут проиллюстрировать это понятие.

Формируя понятие ряд, на логопедических занятиях, уточняем и обогащаем пространственные и временные представления детей и закрепляем их в слове. Заполняя ряд предметами, несущими какой-либо из основных признаков, таких, как цвет, величина, форма, пополняем представления детей и их словарь.

Пересчитывая предметы, называя их место, дети осваивают порядковый счёт и запоминают порядковые числительные.

Анализ состава предметного ряда – это материальный уровень действия, который лежит в основе сложного умственного действия, каким является звуковой анализ слова.

Возьмём для примера тематический предметный ряд, который можно составить, используя сказку «Репка»; выстроив его, мы получаем возможность с помощью вопроса, указывающего на признак, выделять любой его предмет из начала, середины, конца ряда. При этом можно наблюдать изменение ряда, когда один предмет заменяется другим, перемещается, исчезает или добавляется ещё один предмет. Дети отмечают, что ряд удлиняется за счёт наращивания его элементов или укорачивается за счёт сокращения их количества.

Следует сказать о непременном условии – каждый ребёнок группы должен быть ознакомлен со сказкой «Репка» и хорошо помнить всех её персонажей и последовательность, в которой они принимают участие в действии.

Педагоги рассказывают сказку, с помощью настольного театра демонстрируют построение ряда по сказке, проводят работу по самостоятельному воспроизведению детьми состава ряда. Только после этого переходят к наблюдениям и упражнениям с деформированным рядом.

Желание играть действовать с предметами, общение, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Участвуя в диалогах, дети вернее улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее запоминают их.

Игры, включённые в занятия, вызывают у детей большой интерес. Успех, которого они достигают в повторных упражнениях с предметами, их окрыляет. Они так увлекаются игрой, что занятие им кажется слишком коротким.

Ниже помещены описания нескольких игр.

Тема: Предметный ряд (тематический).

Содержание занятий: игры и упражнения, построенные на материале русской народной сказки «Репка».

Цель: подготовка к звуковому анализу. Формирование представлений о составе и построении ряда. Формирование пространственно-временных отношений. Усвоение значения слов: ряд, место; начало, середина, конец (ряда); слева, справа; по порядку, первый, второй и т. д. (предмет, первое, второе и т. д. (место); рядом, подряд, сбоку, впереди, позади, в середине; сначала, потом; перед, за, между и некоторых других слов, обозначающих пространственные и временные отношения.

Оборудование: фигурки настольного театра «Репка», пластмассовая дорожка-пластина длиной 50 см, шириной 10 см с обозначенной на ней решеткой для размещения 6 предметов.

Кто тянул репку?

(Упражнение в построении предметного ряда)

Напомнив содержание сказки, логопед показывает порядок образования ряда из фигурок настольного театра: «Сначала пришёл тянуть репку дед, - мы его поставим в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом, после бабки прибежала внучка и встала за бабкой… (так постепенно выстраивается весь ряд). Все встали по линеечке друг за другом, и получается ряд. (Жестом руки обозначается линия, по которой выстраивается ряд фигурок).

Ряд начинается слева. Вот здесь (жест). Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. А вот в этом месте (показ) ряд закончился. Мышка последняя. После мышки никто не приходил. Здесь конец ряда.

Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка, внучка, Жучка, кошка. Они в середине ряда. Это середина ряда (показ).

Показав построение ряда с помощью персонажей настольного театра, педагог вовлекает детей в упражнения с фигурками предметного ряда; дети запоминают традиционное, в соответствии с текстом сказки, расположение героев, место каждого из них, состав ряда.

Игра «пустое место»

Цель: закрепление представлений детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим.

Усвоение значения слова-термина место.

Логопед показывает детям дорожку с решёткой мест, количество которых соответствует числу героев сказки «Репка», называет наглядное пособие, знакомит с ним детей. «Это дорожка со свободными, пустыми местами. Количество мест можно сосчитать (дети считают хором, каждое место можно обвести указкой или пальчиком (обводят места по кругу). Место за местом, ещё и ещё, подряд, получается ряд (жест по линии слева направо). Первое место – слева, в начале ряда (показ, последнее место – справа. В конце ряда (показ).

Затем логопед, обращаясь к детям, говорит: «Ребята, хотите играть? Помогите мне заполнить все пустые места на этой дорожке».

Педагог начинает игру:

- Кто стоял за дедом?

- Баба.

-Зовите бабу на место.

- Баба, иди на место.

- Кто стоял после бабы?

- Внучка.

- Зовите внучку на место.

- Внучка, иди на своё место.

Таким образом, обыгрывается помещение каждой фигурки на своё традиционное место в ряду, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и после кого.

Логопед говорит: «Вы хорошо помогли мне, ребята. Заполнили все пустые места. Получился ряд», - и продолжает: «Ряд предметов закрывается, игра продолжается». Ряд предметов скрывается за экраном. Убирается одна из средних фигур.

- Ряд наш открывается. Игра продолжается. Да тут кто-то ушёл! Кто же?

- Баба. Тили - тили тесто, вот пустое место. Баба, иди на место! (Баба занимает своё место).

- Интересно, кто ещё уйдёт? И т. п.

Игра «Прогулка»

Логопед вводит детей в условия игры: «Все герои сказки «Репка» пошли в лес. Идут друг за другом. Кто за кем идёт? (Дети называют). Вдруг мышка говорит: «Я хочу идти впереди. Дед, иди на моё место». ( Фигурки переставляются: мышка – первая, дед – последний). Тут внучка говорит: «Я хочу идти впереди. Мышка, иди на моё место». ( Составляется новый вариант ряда: внучка – первая, она в начале ряда, мышка – в середине ряда).

Педагог фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду. Затем детям раздаются фигурки настольного театра «Репка» и проводится игра.

Логопед. Все разбрелись по лесу, дед остался на своём месте, вот он на дорожке, в начале ряда. Слушайте деда.

Дед. Займите свои места!

Дети ставят фигурки на дорожку по порядку. Постояли с дедом, опять ушли гулять в лес.

Дед. Займите чужие места.

Дети выполняют задание.

Дед. Тили – тили тесто, у всех чужое место. Идите в лес гулять.

Дети с фигурками гуляют.

Дед. Займите свои места!

Ряд восстанавливается в традиционном порядке.

Игра «Который и сколько»

Логопед договаривается с детьми играть в настольный театр «Репка» с условием считать: «Я буду называть тех, кто пришёл тянуть репку, а вы будите считать, потом скажете, сколько собралось персонажей».

Логопед: Дед – первый, баба – вторая. Сколько их всего?

Дети (хором). Один, два. Всего два.

Логопед. Дед – первый, баба – вторая, внучка – третья. Сколько их всего?

Дети (пересчитывают). Один, два, три. Всего три (и т. д).

Когда дети запомнят порядковые числительные, они сами могут играть в игру «Который и сколько».

Игра «Что изменилось в ряду»

Ряд, составленный из персонажей сказки «Репка», закрывается экраном и за ним производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок или замена одной из них на другую, возможно более с ней сходную. Так, можно добавить к ряду знакомых уже фигурок петушка, вместо внучки поставить внучка, мальчика, в такой же по цвету, как у неё, одежде.

Каждый раз, когда ряд открывается, дети внимательно его осматривают и, обнаружив изменения, не показывают этого другим, а терпеливо ждут, когда их попросят найти ошибку и восстановить ряд в прежнем составе и порядке, при этом желательно предметы и места определять путём пересчё та:

- Вот пустое место. Которое оно по счёту?

- Второе.

- Кто ушёл?

- Баба.

- Поменялись местами кошка и Жучка.

- На котором месте кошка? А Жучка?

- Поставь кошку и Жучку на свои места.

- На котором месте должна стоять Жучка? А кошка?

- Кого заменил внучек?

- Внучку.

- На котором месте стоит внучек?

- Убери внучка, поставь внучку.

- За кем стоит внучка?

- Перед кем стоит внучка?

На котором месте? И т. д.

Наиболее сложная форма анализа предметного ряда – определение последовательности и количества предметов ряда путём пересчёта, установление места по отношению к другим предметам (после какого предмета, перед каким предметом).

Умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребёнком сложными формами звукового анализа.

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Пособие для обучения старших дошкольников звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками»Пособие для обучения старших дошкольников звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками» Авторское игровое пособие для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками» Разработала:.

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу словДидактическая игра для обучения звуковому анализу слов Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов. Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка полного звукового.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 04:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юрченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД