Папки-передвижки

Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в игровой коррекционно-развивающей деятельности

Светлана Шигаева
Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в игровой коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в игровой коррекционно-развивающей деятельности на музыкальных занятиях.

В последнее время перед музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений все острее встает проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом особенностей психики и здоровья каждого ребенка.

Публикация «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в игровой коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах

У детей с ОВЗ значительно сужен круг представлений о внешнем мире, слабо развиты слуховое и зрительное восприятие, координация движений, истощена нервная система. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым.

Среди характерных проблем ребенка с ОВЗ дошкольного возраста можно назвать:

• непроизвольность движений;

• боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

• замкнутость, неактивность детей;

• речевые нарушения или отсутствие речи;

• неустойчивое внимание и память.

Музыкальные занятия могут сыграть важную роль в развитии детей, в расширении их психофизиологических возможностей. Давно известно, что музыка оказывает оздоравливающее воздействие на организм и благотворно влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать познавательные процессы. Музыка развивает основные движения, сенсорные функции (зрительное и слуховое восприятие, речевую деятельность.

Наиболее эффективным методом вовлечения детей в процесс музыкально-творческой деятельности является, безусловно, игра. Музыкально-игровая деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка В процессе музыкальной игры у ребенка активизируется и развивается эмоционально-волевой механизм: «я могу!», формируется вера в свои силы и возможности, то есть основа для жизненного оптимизма. Все, что делает ребенок на эмоциональном подъеме, есть предел его возможностей, это его достижения, его победы над своим недугом!

Эмоциональный компонент представляется наиболее важным. Многократный механический повтор может снизить интерес и инициативу и в результате сделать весь процесс игры малоэффективным. Психологи утверждают: матерью учения является отнюдь не повторение, а эмоциональное подкрепление. Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент проходит для ребенка незаметно, причем это несет еще и огромный оздоровительный эффект: повышение эмоционального настроя влияет на участки мозга, связанные с эмоциональным центром коры головного мозга, что помогает организму вырабатывать эндорфины – вещество, называемое еще «гормоном радости».

Для создания на занятии атмосферы эмоционального удовольствия очень важно и внутреннее состояние педагога, его личностные качества: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность. Для ребенка важно видеть увлеченность педагога совместным творчеством, интерес, радость, восторг по поводу пусть даже маленьких успехов.

В работе с детьми с ОВЗ актуальны следующие рекомендации:

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:

-Снятие страха - «Ничего страшного.»

-Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что.»

-Авансирование - «У тебя получится.», «Ты сможешь.»

-Говорите это искренне и уверенно.

-Усиление мотива - «Нам это нужно для.»

-Педагогическое внушение - «Приступай же.

-Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно.»

(«Сегодня ты красиво пел за котенка., ровно вёл хоровод по кругу и т. д.»)

5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Приемы:

-Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

-Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

-Формируйте веру в успех.

-Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать., сможешь и сейчас).

6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

В процессе подбора специальных музыкально-дидактических игр мною были проанализированы и использованы следующие методики: «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Арсеневской О. Н. ; «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» Картушиной М. Ю., «Формы оздоровления детей 4-7 лет» Подольской Е. И. ; «Волшебные клавиши» Д. Б. Юматовой; «Музыка с мамой» Е. С. Железновой и С. С Железнова; метод музыкально-педагогической реабилитации (С. В. Шушарджан); фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова; методы и техники креативной терапии (телесно-ориентированная терапия, игротерапия, ритмопластика) Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко; методика освоения основ музыкальной грамоты Е. А. Королевой; «Музыкальная азбука» Н. Н. Перуновой; педагогическая система формирования музыкальности Н. А. Ветлугиной; методика танцевально-двигательного творчества Н. В. Фомичевой.

Перспектива оздоровительно-развивающей работы связана с использованием принципов развивающей педагогики оздоровления (автор В. Т. Кудрявцев). Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – развитие творческого воображения как главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения является необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с детьми с ОВЗ. Для развития воображения на музыкальных сеансах применяются следующие формы двигательной активности детей, имеющие оздоровительную направленность:

1. Имитация: ребенку предлагается представить себя кем-либо. Его образная память воспроизводит необходимый образ. Этот образ преломляется сквозь призму детского воображения, и ребенок напрягает мышцы спины, рук, пальцев, имитируя заданный образец;

2. Прикосновения – способствуют повышению общего психофизиологического тонуса детей, возникновению положительного эмоционального настроя.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец в исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Осмысленная моторика связана с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют двигательные упражнения, выполнение которых предполагает активизацию воображения: движения «как едет поезд», «крутим руль», «ныряем», «ловим» и т. д. Принцип осмысленной моторики реализуется и в упражнениях на развитие мелких мышц лица и мимики. Выполняются они под музыкально-текстовое сопровождение.

Третий принцип – формирование у детей способности к содействию и к сопереживанию находит свое воплощение, например, во взаимомассаже, когда дети похлопывают, пощипывают друг друга. Делая взаимомассаж, дети обмениваются «тактильными посланиями». Это становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.

Все три принципа оздоровительно-развивающей работы с детьми в той или иной степени находят воплощение в музыкально-дидактических играх, включающих в себя пальчиковую, артикуляционную, дыхательную и психо-гимнастику, фонопедические упражнения, речь с движениями, ритмопластику.

Речь с движениями развивает внимание, воображение, пространственное мышление, стимулирует развитие речи, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».

Пальчиковая гимнастика формирует ассоциативно-образное мышление, совершенствует внимание и память, стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей, облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, - сжав пальчики в кулачки,

Этот пальчик — бабушка, разжимаем их по-очереди

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! - сжимаем пальчики в замок

Психогимнастика способствует снятию эмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера, обучению ауторелаксации, умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.

Коммуникативная игра - танец «Здравствуй, мой дружок!»

Цель: развитие координации движений, воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Дети стоят в кругу.

Здравствуй, здравствуй, каблучок! - стучат пяточкой о пол

Здравствуй, здравствуй, кулачок! - постукивают кулачками перед собой

А теперь пойдём в кружок. - идут в центр круга, взявшись за руки

Здравствуй, здравствуй, мой дружок! - приветствуют друг друга, кивая головой

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

Игра-упражнение «Машина».

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха

Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

Артикуляционная гимнастика способствует выработке качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовке к правильному произнесению фонем.

Упражнение «Жаба Квака» для мышц мягкого нёба и глотки

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала. - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала. – глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Фонопедические упражнения стимулируют деятельность головного мозга, развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат.

звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

звук “о - и - о - и” массирует сердце;

звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Ритмопластика укрепляет различные группы мышц и осанку, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, чувствовать и передавать характер музыки.

Руки-«цветы»: плечо и предплечье — «стебель цветка», кисти — «чашечки разных цветов» (ромашка, тюльпан, одуванчик и т. д.). Цветы растут, раскрывают чашечки к солнышку, их раскачивает легкий или сильный ветер,

наклоняет, пригибает к земле. Цветы «разговаривают» друг с другом, танцуют и т. д. Можно прикрепить искусственные цветы или бантики к запястьям и выполнять плавные медленные движения руками — «цветы танцуют вальс».

Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны при других условиях. У детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, движения становятся более координированными, ритмичными. Дети осваивают все более сложные движения, требующие скоординированных движений всех частей тела.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных сеансов некоторые дети начинают проговаривать простые слова, в то время как в домашних условиях они испытывают трудности в овладении активной речью. Но самое главное, что повышается их самооценка. Дети учатся коммуникабельности, учатся проявлять свои способности, начинают стремиться к успеху, учатся самостоятельно получать знания и находить решения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс как поддержка самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс как поддержка самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Данная форма работы началась у нас с мастер - класса, организованным воспитателем. Детям понравился и сам факт записаться на мастер – класс,.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Методика руководства «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей» В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из перспективных направлений является методика комплексного.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста Доклад «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста (3–4 года)» Добрый день, уважаемые.

Использование конструктора Тико как способ поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования (ТИКО) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный.

Конспект совместной игровой коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия с детьми с ОВЗ Используемые технологии: развивающие и коррекционные игры, технология сотрудничества, логоритмика. Интеграция образовательных областей:.

Мастер-класс «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках проекта «По дорогам сказок» .

Поддержка детской инициативы, самостоятельности детей раннего возраста в процессе художественно-эстетического развития Инициатива – почин, внутренне побуждение к деятельности, начало процесса инициации. Инициативность дошкольника - личностное качество, характеризующее.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в режимных моментах Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Ведь.

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. В настоящее время в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в игровой коррекционно-развивающей деятельности
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 11:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в игровой коррекционно-развивающей деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шигаева (УИ 267124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД