Татьяна Кондугашева
Подборка игр по развитию речи с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать, синтезировать».
А. А. Люблинская.
Публикация «Подборка игр по развитию речи с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Основной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является мышление и речь. Эти два психических процесса неразрывно связанны между собой и формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Предлагаю подборку игр по развитию речи с детьми 5-6 лет, которые я использую с детьми.
Говори наоборот
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мяч.
Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — «низко».`
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — «близко».
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — «храбрец».
Теперь скажу «начало»,
А ты скажи — «конец».
Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
белый — черный
твердый — мягкий
шершавый — гладкий и т. д.
Слушайте слова
Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.
Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
Часть и целое
Количество играющих: 2-6 человек
Инвентарь: мяч
Вариант 1
Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.
Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица, лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.
Вариант 2
Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
Мяч передай —- слово называй
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Играющие садятся или встают в ряд. Первый игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.
Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Вопросы и ответы
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука «И».
Пример:
— Как тебя зовут?
— Иван (Ира).
— Какая у тебя фамилия?
— Иванов.
— Откуда ты приехал?
— Из Иркутска и т. д.
Животные и детеныши
Количество играющих: 1 6 человек.
Инвентарь: мяч.
Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Например:
у тигра — тигренок
у кошки — котенок
у льва — львенок
у собаки — щенок
у оленя — олененок
у коровы — теленок
у лисы — лисенок
у лошади — жеребенок
Кто как разговаривает?
Количество играющих: 16 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:
корова — мычит
тигр — рычит
змея — шипит
комар — пищит
собака — лает
волк — воет и т. д.
У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.
Подскажи словечко
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
Ворона каркает, а сорока?
Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:
Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
Сова летает, а кролик?
Петух кукарекает, а курица?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а лиса?
Лягушка квакает, а кошка?
Чей домик?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:
Кто живет в дупле? — белка
Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.
Кто живет в будке? — собака
Кто живет в норе? — лиса
Кто живет в берлоге? — медведь
Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает, где живут звери, а ребенок отвечает.
Скажи ласково
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово (например: шар, а ребенок, возвращая мяч ведущему, образует другое слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Например:
стол — столик, ключ — ключик
шапка — шапочка, белка — белочка
книга — книжечка, ложка — ложечка
кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.
Кто как передвигается?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Например:
Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.
Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.
Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.
Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.
Кто чем занимается?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например:
строитель — строит
повар — варит, готовит
художник — рисует
врач — лечит
парикмахер — стрижет
учитель — учит
маляр — красит и т. д.
Из чего сделано?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Предварительно ребенку следует объяснить, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный и т. д.
Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные». Например:
рукавички из меха — меховые
тазик из меди — медный
медвежонок из плюша — плюшевый
стакан из стекла — стеклянный и т. д.