Елена Жвакина
Подборка игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения и игры по воспитанию чистого и правильного произношения
«Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Цветок распускается», пропевание гласных звуков с движениями («Рубим дрова», «Пускаем облачко», «Поймаем лучик» и т. д.).
Публикация «Подборка игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
дуть на кораблик в тазу с водой, произнося звук «ф» - тихо плывёт, звук «п-п-п» - при сильном ветре - на развитие речевого дыхания. Здесь необходимо следить за тем, чтобы дети не надували щёки. в) игра «Позови мишку играть с собой» - следить, чтобы ребёнок говорил громко, а не кричал –на развитие силы голоса. г) на одном выдохе произносить 3-4 слога (ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га). игра «Вьюга» - изменение силы голоса
Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах используются считалки, в которых ритмический акцент сопровождается движением руки. «Белый снег, белый мел, (руками показываем на снег вокруг)
Белый заяц тоже бел. (прыгаем,как зайчики)
А вот белка не бела, (показываем на хвостик у белки)
Белой даже не была». (Мотаем головой, отрицаем и указательными пальцами одновременно)
Ребенок вместе со мной прохлопывает все слоги чистоговорки так, чтобы на один слог приходился один хлопок. Этим приёмом я не только помогаю ребёнку автоматизировать звуки, но и учу делению слов на слоги.
Произносим каждую из них не спеша, отчётливо и без запинок. Регулярное использование чистоговорок позволяет добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков и полностью (или частично) избавиться от «каши во рту». Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки под окном у бабушки.
Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
(прохлопываем каждый слог, произносим сначала медленно,затем несколько ускоряя темп. Можно произносить текст попеременно хлопая по коленочкам)
Игры и упражнения на развитие точных движений пальцев рук для детей раннего возраста
“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”
(мишке или т. п.)
Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
“Водичка, водичка!
Умой зайке личико,
Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”,
Умой зайке ротик,
Умой зайке носик,
Умой зайке хвостик!
И поехал зайка к ребятишкам в гости.
“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”
Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Методические рекомендации: педагог показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:
“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп!”
Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.
“ДЕЛАЙ КАК Я”
Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.
“Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
И кружимся потом”
“Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой”
“Руки спрятали за голову,
Положили на плечи.
Спрятали за спину,
Положили на живот”
“Ладошки вниз,
Ладошки вверх,
А потом на бочок
И сжимаем в кулачок,
Постучали”.
Методические рекомендации: педагог читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка
“МОЛОТОК”
Цель: развивать моторику руки.
“Кулачок как молоток
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!”
“ЛОШАДКА”
Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.
“По дороге скользкой, гладкой
Скачет быстрая лошадка.
Чок-чок, чок –
Скачет быстрый табунок”
“ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”
Цели: закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие. Продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев. Совершенствовать координацию и точность движений.
Материал: баночки с прорезями:
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.
“ПОЙМАЙ ШАРИК”
Цели: закреплять умение вылавливать шарик сачком из воды. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и меняющими свое положение в пространстве.
Материал: таз с водой, шарики 4-х основных цветов, сачок.