Ольга Гольцева
Консультация для родителей и воспитателей «Подборка игр и упражнений, способствующих речевой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра вводит ребенка в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими людьми, которое способствует формированию его речи.
Для каждого возрастного этапа существуют разные по содержанию речевые игры. Их содержание определяется возрастными возможностями и способностями ребёнка.
На начальном этапе задача воспитателей и родителей с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:
-Части предметов, части тела животных и человека;
-Разные размерные величины;
-Основные цвета;
-Главные вкусовые качества;
-Некоторые физические качества и свойства.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Подборка игр и упражнений, способствующих речевой активности детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов. Хорошо начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником. Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов. Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом. Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т. п. Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к речевой деятельности.
В дальнейшем развитие речи через дидактические игры происходит пополнение словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.
Игры на расширение словарного запаса
(пассивного и активного):
«Кто это? Что это?»
Цель: учить узнавать и называть предметные изображения (по тематике).
«Повторяй-ка»
Цель: обогащение словаря за счет введение новых, незнакомых слов.
«Найди предмет по описанию» (по тематике недели)
Цель: Обогащать пассивный словарь определениями, которые позволяют выразить основные свойства предмета (выбор из 3-4х).
«Назови части предмета»
Цель: Развивать словарь, умение выделять детали».
«Назови, одним словом»
Цель: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.
Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т. д.
Игры на развитие фразовой речи:
"Закончи предложение"
Цель: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия (с опорой на картинки, изображающие действия детей).
Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Котенок поел и. (лег спать).
— Саша проснулся и. (пошел умываться).
— Таня замёрзла и. (пошла домой).
— Мальчики построили. (гараж, башню).
— Мышка увидела кошку. и (спряталась в норку)
— Девочка обиделась и. (ушла, заплакала).
«Кто и что делает?»
Цель: учить составлять фразы из 2-3 х слов (с использованием опорных картинок, обозначающих действия).
«Скажи какой?»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительному, обращая внимание на размер, форму предмета,
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ.
«Помоги рассказать сказку»
(с использованием «Чудесного мешочка», в котором находятся фигурки героями русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»).
Цель: Обогащение активного словаря, развитие связной речи.
Ход игры:
- Герои сказки спрятаны в мешочек.
- Ребенку предлагают найти в мешочке всех героев сказки и вложить их в правильной последовательности.
- Далее идет пересказ самостоятельно или с помощью взрослого.