Анна Милейко
Подборка игр народов севера в ДОУ. Игротека подвижных игр для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игротека подвижных игр для детей дошкольного возраста.
Бег по-медвежьи.
Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде начинается бег по - медвежьи, который начинается так: Оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги к груди и приземляясь на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу.
Бездомный заяц.
Публикация «Подборка игр народов севера в ДОУ, Игротека подвижных игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры народов севера
- Народы севера
- Подвижные игры для детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Играющие распределяются на группы по 3 человека.
Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок – «домик». «Домики» размещаются в разных местах площадки. Внутри каждого домика стоит «заяц». Один бездомный заяц бегает между домиками, А за ним гонится охотник. Если охотник догоняет зайца, то они меняются ролями. Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой домик, тогда стоящий там заяц выбегает и становится бездомным.
Берегись охотника.
У одного из играющих в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они меняются местами. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.
Бег с капканом.
Участники состязаний делятся на несколько команд. К правой и левой ногам каждого бегуна привязывают мячи (резиновые в сетке). Это и будут капканы. По команде ведущего, члены команды, бегут на перегонки до ориентира и обратно.
Бой медвежат.
Чертится круг диаметром 1,5 – 2 м. В него становятся на корточки соперники (медвежата)
Вытягивают руки вперёд ладонями. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его коснуться земли или пола любой части тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.
Бой тетеревов.
Играющие становятся парами друг против друга, приседают и обхватывают руками колени. По команде ведущего игроки прыжками приближаются друг к другу, стараются толчком плеча вывести противника из равновесия. За каждого выведенного из равновесия игрока команда получает очко.
Быстрая лягушка.
Первые номера команд становятся перед стартовой линией, принимая исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде ведущего, участники начинают выполнять прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Участник преодолевший первым дистанцию, становится победителем и приносит командное очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем.
Волк и зайцы.
На полу чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «волк», он помещается в центре круга, остальные играющие – зайцы становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «зайцы» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а
«волк» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда они находятся внутри круга. Тот кого поймали становится волком, а волк зайцем.
Глухарь.
Чертится стартовая линия и финишная. Участники делятся на команды. По игроку от каждой команды становятся на линии старта, приседают, гимнастическая палка держится за спиной, руки согнутые в локтях. По команде участники выполняют передвижение в приседе. Побеждает та команда или тот игрок кто первым закончил упражнение.
Медведь и ягодники.
В центре площадки проводится линия, разделяющая площадку на две половины. На одной сидит «медведь» – водящий. Остальные дети, «ягодники», которые заходят на половину «медведя» и изображают сбор ягод. «Медведь должен неожиданно вскочить и схватить игрока – «ягодника».Те в свою очередь стараются увернуться от медведя и убежать за линию на свою половину. Пойманный игрок меняется с водящим ролями.
Зайцы и волк.
Выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки – «сосны». Каждая «сосна» определяет своё место на площадке – круг прочерченный на снегу (полу). Игра начинается по сигналу водящего. «Заяц» убегает от «волка», который старается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «сосной», для этого надо забежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «сосну» (руки в стороны, вверх). Если «заяц» забежал в какой- нибудь круг, то он становится «сосной», а «сосна» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне». Если волку удаётся запятнать зайца или замешкавшуюся сосну, то водящим волком становится запятнавший участник.
Метание палки на дальность.
Участник игры берёт палку за один конец, Подходит к отметке, от которой производятся броски, и, выполнив замах через сторону, бросает её как можно дальше. Выигрывает тот, кто дальше всех бросит.
Бой оленей.
Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперника заключается в том, чтобы сбросить друг у друга рога с головы. При этом руками держать запрещается.
Муравейник.
Играющие разделяются на несколько команд. Каждая команда располагается на своей стороне площадки. Ведущий на площадке разбрасывает предметы: палочки, шишки и т. д. По сигналу ведущего участники игры забегают на площадку, берут один предмет и относят его на свою сторону площадки. Необходимо за определенное время собрать как можно больше предметов. Участник команды имеет право подбирать и складывать по одному предмету. Победителем становится та команда, у которой больше оказалось собранных предметов.
Бег на трёх ногах.
Прежде чем начать состязание, участникам каждой пары связывают себе прикасающиеся ноги. По сигналу пары бегут к обозначенному предмету. Выигрывает та пара, которая добежит первой.
Ловля оленей.
Участники делятся на две команды. Одни – олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Ловить только по сигналу.
Меткий оленевод.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются к оленю лицом. Поочерёдно они бросают в оленя мячом (снежком, шишкой, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает очко. Победителем становится тот игрок, который набрал больше количество очков.
Наперегонки.
Состязание проводится в зимнее время. Участники делятся на несколько команд. Каждый держит за верёвочку нарты. По сигналу ведущего игроки бегут до контрольного ориентира, возвращаются обратно и т. д.
Бой лосей.
Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.
Бой лосей.
Участники делятся на две команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача простая – снять шапку у противника и не дать снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.
Кто кого перетянет.
Вариант 1.
Для игры необходима верёвка 5 – 6 метров, концы её крепко связаны. Двое участников состязания, находятся внутри верёвочного кольца, растягивают его в разные стороны, заведя верёвку под лопатки и ухватившись за неё обеими руками. Посредине между участниками проводится черта. По сигналу оба, двигаются назад, стараются перетянуть один другого за черту.
Вариант 2.
Участники состязания встают спиной друг к другу, верёвка на уровне груди. Победителем становится участник, перетянувший соперника за среднюю линию.
Вертолёт.
Участники делятся на две команды. Берётся канат, отмечается середина. Участники берутся за канат от середины до его конца и начинают по сигналу ведущего бег по кругу. Все игроки должны стараться, как можно дольше удержаться на ногах. Тот, кто падает, выбывает из игры. Побеждает та команда, у которой осталось большее количество участников.
Кто сильнее.
Двое соревнующихся берутся за концы верёвки и расходятся, натягивая её. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладётся камешек или шишка. По сигналу каждый старается перетянуть противника, достать свой камешек или шишку. Выигрывает тот, кто достал камешек или шишку.
Волокушка.
Участники делятся на две команды. Во главе команды капитан. В руках у них волокушка – оленья шкура или приспособленные под неё другие приспособления. Игра проводится в следующем порядке: первые номера садятся на неё вторые номера берут волокушку. По сигналу ведущего участники бегут до контрольного ориентира, делают поворот и бегут обратном направлении. Добежав до своей команды, следующий берёт волокушку, стоящий за ним садится на неё и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая первой закончит игру.
Куропатка и ягодники.
Взявшись за руки, участники образуют круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6 – 8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставным шагом, лёгким бегом.) По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы. (поднимают руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.
Важенка и оленята.
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждой из них важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки) На слова ведущего «Бродит в тундре важенка, с нею – оленята. Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины». Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идёт» оленята важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.
Кто быстрее с хореем.
Участники делятся на две равные команды. Первые номера держат хорей в одной руке на ладони горизонтально вверх. По команде ведущего участники бегут до контрольного ориентира, делают поворот и возвращаются в обратном направлении. Добежав до своей команды, передают следующему и т. д. Команда, которая раньше всех выполнит задание, становится победителем.
Воздух, вода, земля, ветер.
Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов. И считает до 5. Играющий должен назвать за это время, в зависимости от слова, которое ему назвали, птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте – ветер. Кто не успел дать ответ. Выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо этих четырёх слов водящий называет «огонь «. При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чьё-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.
Ловкий охотник.
Участники делятся на команды. Состязание подразделяется на насколько этапов: 1 этап – участники бегут, перепрыгивают через нарты (количество 5-10 шт.); 2 этап – с кочку на кочку; 3 этап – метание мяча (шишки) в цель (фигура оленя) 4 этап – проползти под хореями, которые лежат на нартах.
Догонялки.
Водящий должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границы площадки.
Звери и птицы.
Перед игрой следует предупредить участников, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животных или птицы. Ведущая называет птицу «утка «, участники разводят руки в стороны, держа их на уровне плеч, и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», участники выполняют прыжки вприсяде и т. д. Победителем становится тот участник, которому более точно удалось скопировать движение зверя или птицы.
Гонки на нартах
Вариант 1. Состязание проводится в зимнее время года. Участники делятся на команды по 3 человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берёт нарты за верёвку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.
Вариант 2. Учавствуют 2 – 3 команды. Дистанция делится на этапы, Каждый этап отмечается флажком или другим ориентиром. Игроков расставляют по этапам. По сигналу ведущего один игрок садится в нарты, а другой его везёт. Добежав до первого этапа. Игрок, взявший нарты, останавливается. Тот, кто ехал в нартах, Быстро слезает с них и берёт их за верёвку. Игрок, ожидавший на этапе, садится в нарты и т. д. Выигрывает команда, которая быстрее финиширует.
Нарты – перетягушки.
На игровой площадке проводится средняя линия. От средней линии, на расстоянии 2 м по обе стороны устанавливается нарты.
Вариант 1. Двое участников садятся на нарты лицом друг к другу, в руках у них хорей (верёвка). По команде соперники должны перетянуть противника за среднюю линию.
Вариант 2. Участники садятся на нарты спиной друг к другу. Победителем состязания становится участник, перетянувший соперника за среднюю линию, и приносит команде очко. Побеждает та команда у кого больше очков.
Олень в корале.
Перед началом игры с помощью считалки выбирается ведущий (олень). Остальные играющие становятся в круг и берутся за руки. Олень находится в кругу (корале). По сигналу оленю необходимо выбраться из круга. Для этого он, разгоняясь, врезается в цепь играющих, пытаясь ее прорвать, при этом он может использовать только силу разбега. Никакие грубые приёмы не разрешены. Если разорвать цепь не удаётся, олень должен повторить попытку ещё раз. После нескольких повторений, если олень не смог вырваться из круга, то в помощь выбирают другого оленя. После того как олени освободятся, они встают в круг. И ИГРА ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ВЫБРАВ ДРУГОГО ОЛЕНЯ. Победителем считается тот олень, который прорвал цепь играющих без помощи другого оленя.
Заячьи прыжки.
Участники делятся на несколько команд.
Вариант 1. Проводится стартовая линия, а также контрольная линия, до которой необходимо допрыгать. Первые номера участников команд становятся у стартовой линии, принимая исходное положение – стоя ноги врозь. По команде ведущего, участник, оттолкнувшись двумя ногами, и приземляется на одну (любую ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется на две ноги и т. д.
Вариант 2. Перед состязанием делается разметка, обозначающая «Следы зайца», расстояние устанавливается в зависимости от возраста играющих, их физической подготовленности. Первые номера участников команд становятся в первый след зайца. Принимают исходное положение – стоя ноги врозь, оттолкнувшись двумя ногами, приземляются в следующий след, но уже на одну ногу и т. д. Состязание усложняется путём увеличения расстояния.
Охотник.
Участники разбегаются по площадке. Выбирается охотник. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой»! – все играющие останавливаются и «охотники» с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют «охотников». Играющие имеют право увёртываться от мяча «снежка, шишки», но не должны сходить с места. Если игрок после команды «стой» сошёл с места, он заменяет охотника. В конце игры определяют лучших игроков, которые ни разу не были охотниками.
Извилистая тропа.
Участники делятся на несколько команд. На одной прямой расставлены предметы (хорей, чурбачки 0. Играющие должен обойти их змейкой. двигаясь спиной1, вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее. А третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные дети. После этого на одной прямой линии можно ставить пять предметов. Которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линию можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти предметы лицом вперёд.
Оленьи упряжки.
Участники делятся на несколько команд. Каждая команда разбивается на тройки: два «оленя» и «охотник». «Охотник» берёт за руки стоящих впереди «оленей». На противоположных концах площадки делаются разметки. По сигналу «вперёд!» каждая тройка бежит навстречу друг другу от одной разметки к другой. Чья тройка быстрее пробежит до противоположной разметки, та и побеждает.
Отбивка оленей.
Выбирается пастух. На площадке чертится круг, внутри его находятся игроки «олени», пастухи располагаются за кругом. По сигналу «раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч, или шишку в оленей. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Победитель определяется по большему количеству выбитых игроков. Бросать мяч можно только по сигналу и в ноги.
Литература.
«Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера»
Степанова Г. А., Васин Ю. Ш., Ефремов Ф. В. Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003г