Дутка Валерия Евгеньевна
Методики по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Подбор методик по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Диагностическая методика «Исследование грамматического строя речи», серия 1 «Повторение предложений».
Цель: выявить умение воспроизводить необходимую структуру предложения. Оборудование: предложения с различной семантикой глубины и структуры поверхности.
Публикация «Методики по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Ход: экспериментатор говорит ребенку, что он собирается сказать разные предложения, которые ребенок должен внимательно слушать, а затем повторять самостоятельно как можно точнее. Предложения ребенок должен прочитать (1-2 раза) перед первым воспроизведением.
Ребенка просят прослушать следующие предложения :
– простые предложения с прямым порядком слов, например: «Птица построила гнездо», «В саду было много красных яблок»;
– простые предложения с однородными членами, например: «Дети катали куски снега и делали снежную бабу»;
– сложные предложения, например: «Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно», «Лошади паслись на зеленом лугу на другом берегу реки».
Ответы ребенка оцениваются «по следующему принципу:
«1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».
Диагностическая методика «Исследование грамматического строя речи», серия 2 «Верификация предложений».
Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.
Оборудование: правильные предложения и предложения с неправильными формами глаголов (неправильные случайные окончания, предлоги, совпадение прилагательных и неправильных существительных, глагола и существительного, неправильное использование возвратных глаголов, пассивные предложения).
Ход: Экспериментатор сообщает ребенку, что он будет произносить правильные и неправильные предложения, что ребенок должен внимательно слушать, а затем исправляет те предложения, в которых он слышит ошибки. После воспроизведения предложения ребенку следует задать следующие вопросы: «Правильно ли я сказал? А как сказать правильно? Какое слово я сказал неправильно?». Ребенку предлагается прослушать следующие фразы, например: «Собака вышла в будку», «По морю плывут корабль», «Хорошо спится медведь под снегом», «Над большим деревом была глубокая яма». «Дом нарисован мальчик».
Ответы ребенка оцениваются по следующему принципу:
«1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».
Диагностическая методика «Исследование грамматического строя речи», серия 3 «Добавление предлогов в предложения».
Цель: Определить уровень обучения умению правильно употреблять предлоги в предложениях.
Оборудование: предложения с пропущенными предлогами, протокол обследования.
Ход: экспериментатор говорит ребенку, что они будут произносить предложения с пропущенными словами. Ребенок должен внимательно выслушать эти предложения, затем добавить пропущенное слово к себе и повторить все предложение. Положение пропущенного слова экспериментатор отмечает паузой в середине предложения или с неполной интонацией в конце предложения.
Ребенку предлагается прослушать следующие предложения, например: «Лена наливает чай. чашки», «Почки распустились. деревьях», «Птенец выпал. гнезда», «Щенок спрятался. крыльцом», «Пес сидит. конуры».
Примечание: В связи со сложностью данного задания используются два типа вспомогательных средств – стимулирующая («Неверно, подумай еще») или в виде вопроса к попущенному предлогу («Путники пробирались куда?»).
Ответы ребенка оцениваются по следующему принципу:
«1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».
Диагностическая методика «Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи».
Цель: определить уровень правильного употребления предложно-падежных конструкций в связной речи.
Ход: внимательно слушайте текст, повторяйте, вставляя по необходимости. «Маленькие слова». Текст читается дважды, прежде чем перечитать. это говорит об обязательном использовании предлогов при повторном посещении. Когда трудности с запоминанием текста, логопед читает многократно каждое предложение отдельно.
Лето. Петя и Маша приехали. отдых. деревню. бабушке.. село это река и. это густой лес. Перешел. речку — и ты. лесу.
Дети часто ходят. в лес. грибами и ягодами. Мелькают. деревьями их белые панамки. Смотрит удивлённо. беличьи веточки, выглядывает. сосны Заяц: "Кто это шумит?" Хорошо. лесу. Вон шляпка гриба торчит. коряги.
Ответы ребенка оцениваются по следующему принципу:
«1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».
После проведения всех диагностических методик необходимо выделить уровни сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Высокий уровень (3 балла) :
– ребенок умеет правильно воспроизводить необходимую речевую структуру по образцу: он может использовать простые предложения; он умеет использовать сложные предложения; он умеет самостоятельно составлять предложения;
– ребенок осознанно относится к грамматическим конструкциям : ребенок умеет определять и исправлять ошибку в «предложениях с неправильными словоформами (неправильные падежные окончания, предлоги, неправильное согласование прилагательного и существительного, глагола и существительного, неправильное употребление возвратных глаголов, пассивные предложения);
– ребенок может образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падеже.
Средний уровень (2 балла) :
– умение правильно воспроизводить необходимую структуру речи по образцу недостаточно обучено : ребенок частично использует простые предложения; пропуск отдельных слов без искажения смысла предложения; способность использовать сложные предложения и самостоятельно строить предложения практически не сформирована;
– у ребенка частично сформировано способность употреблять предлоги в предложениях, большую часть времени он может выполнить это действие только после поощрения помощи взрослого;
– ребенок частично может образовывать именительный и родительный падеж существительных множественного числа, в большинстве случаев он может выполнить это действие только после стимулирующей помощи со стороны взрослого.
Низкий уровень (0-1 балла) :
– умение правильно воспроизводить требуемую языковую структуру по образцу отсутствует: ребенок не может использовать простые предложения; при игре пропускает отрывки предложений или вообще не восстанавливает их; не может самостоятельно использовать сложные предложения и строить предложения;
– отсутствие осознанного отношения к грамматическим структурам: ребенок не способен выявить и исправить ошибку в «предложениях с неправильными словоформами (неправильные окончания букв, предлоги, неправильные прилагательные и существительные, соответствие глагола и существительного, неправильное употребление глаголов, пассивные предложения»);
– умения использовать предлоги в предложениях, а также использовать помощь со стороны взрослого у ребенка не сформированы; не может образовывать множественное число существительных в именительном или родительном падеже.
Таким образом, при помощи предложенных методик можно выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.