Марина Фурсова
Конспект НОД по развитию речи «Подарочки для Деда Мороза» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Задачи:
1. Образовательные:
• формирование навыков связных речевых высказываний, правильного звукопроизношения дошкольников на основе речевых игр;
• развитие навыков целенаправленного восприятия, наглядно-образной, словесно-логической памяти, фантазии дошкольников;
• развитие умения детей слушать до конца не перебивая товарища.
2. Воспитательные:
• воспитание уважения к новогодним традициям;
• воспитание любви к животным, умения сопереживать;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Подарочки для Деда Мороза“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Словарная работа: присоединяйтесь, автор, терем, опочивальня.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы на тему «Новогодние праздники».
2. Рассматривание иллюстраций на новогоднюю тему.
3. Заучивание стихов и загадок.
Материал и оборудование: снежинки, вырезанные из бумаги; мячик; манная крупа; по количеству детей: картинки с животными, подносы.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, флеш-карта с презентацией.
Воспитатель обращает внимание детей на ковёр, на котором лежат бумажные снежинки.
– Ребята, посмотрите, сколько снежинок под ногами. Как они сюда попали?
– Так ведь это настоящая дорога, выложенная из снежинок. И эта дорога куда-то нас приглашает. Как вы думаете, куда она нас зовет?
– Ребята, мне кажется, что снежинки немного необычные. Вы ничего не заметили?
Воспитатель переворачивает одну из снежинок и говорит:
– Да тут что-то написано.
«Здравствуйте, ребята. Очень рада новой встрече с вами».
– Интересно, кто же написал нам это послание? Кто же автор этой записки, как вы думаете? – Давайте прочитаем дальше.
– «Думаю, вы все любите веселые праздники?
– Я вам назову слова, а вы догадайтесь о каком празднике пойдет сегодня речь: шарики, гости, подарки, угощения, торт со свечами, каравай. Догадались?
– Правильно. Отгадайте, у кого скоро День рожденье:
Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком,
Может это людоед?
– Нет.
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет,
Может это ваш сосед?
– Нет.
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?
Включит нам электрик свет?
– Нет.
Кто же это? Вот вопрос!
Ну, конечно….
Да, да вы не ослышались у Деда Мороза, как и у вас тоже бывает день рождения. Необычный праздник, правда? Отмечает его Дедушка Мороз 18 ноября. Как вы думаете, сколько лет Деду Морозу?
– Деду Морозу целых 2000 лет.
– Друзья Деда Мороза уже начали подготовку к празднику.
Поторопитесь и к ним присоединяйтесь.
Внучка Деда Мороза Снегурочка»
Ну что, вы готовы присоединиться к друзьям Деда Мороза?
– Но для этого нам нужно попасть в сказку. Не в простую сказку, а в какую? Как вы думаете?
– Правильно, в волшебную, зимнюю сказку.
Какие вы знаете зимние слова? Поиграем в игру?
Вот у меня игрушка новогодняя – хлопушка,
вы ее передавайте и зимнее слово называйте!
– Как же нам следует одеться? Почему?
– А еще нам пригодятся, я думаю волшебные вещи. Какие волшебные вещи вы знаете?
– Я думаю, что нам очень поможет Волшебный экран, который будет подсказывать нам дорогу в волшебной сказке, чтобы мы не заблудились. Итак, в путь!
3 раза хлопнули,
4 раза топнули
2 раза покружились
И в сказке очутились.
Замело все дороги-пути
Нелегко нам будет найти
Друзей Деда Мороза.
Мы дорожку проложим из слов
И легко отыскать их сможем.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (Воспитатель называет слово – дети называют его противоположность)
– Я буду называть слова, а вы мне отвечайте словом «наоборот» :
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая /юбка/
Длинное – короткое /платье/
Сильный – слабый /спортсмен/
Веселая – грустная /девочка/
Высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
Дети и воспитатель с каждым словом продвигаются вперед по тропинке из снежинок. Когда последний ребенок назовет слово противоположное по значению – все останавливаются.
Включается зеркальный шар, на экране появляется слайд с изображением заснеженного леса, звучит нежный перелив колокольчиков.
– Ребята! Куда мы попали?
– Да, это же волшебный, зимний лес Деда Мороза! Как здесь чудесно! В белый праздничный наряд оделись деревья. А где же друзья Деда Мороза, что-то их не видно.
Дыхательная гимнастика
– Ребята, смотрите, кто-то спрятался под снегом, давайте тихонько подуем, а теперь часто-часто подуем, а теперь через нос подуем. Кто же это спрятался?
– Кто у тебя? А у тебя? А у тебя?
– А как мы можем назвать их одним словом?
Дикие животные.
– Правильно, ребята. Это друзья Деда Мороза, дикие животные. Они приготовили Деду Морозу подарки, хотите узнать какие?
– Вы в игры с животными поиграйте, что за подарок каждый из них приготовил – узнаете.
– Давайте присядем на полянке и посмотрим на Волшебный экран.
– На Волшебный экран вы посмотрите, и что нарисовано – одним словом назовите!
На экране появляется картинка – игра «Назови одним словом».
– груша, яблоко, персик, слива – как можно одним словом назвать? (фрукты)
– тюльпан, ирис, астра, роза – это? (цветы)
– помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
– клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
– кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка (головной убор)
– диван, стул, стол, кровать, шкаф (мебель)
– а, б, в, п (буквы)
– повар, шофер, плотник, продавец, врач (профессии)
–1, 2, 4, 5, 7, 8, 0 (цифры) и др.
– Молодцы! Всё правильно назвали! Ну вот, животным помогли, в игру поиграли.
– Куда же нам дальше? Давайте произнесем волшебные слова:
Волшебный экран, помоги,
Нам дорогу укажи.
В. Переключает слайд на экране появляется зайчонок, который плачет.
– Ой, Ребята, посмотрите, кто это?
– Как можно ласково его назвать?
– Что он делает?
– Как вы думаете, что могло случиться?
– Мы можем ему помочь? Как?
– Предлагаю вместе с зайкой поиграть. Я буду мячик вам бросать, части животного называть, а вы мне чей, чья, чьё – одним словом отвечать.
Игра «Чей-чья-чьё?» (игра с мячом)
Уши зайца (чьи) заячьи, хвост зайца (чей) заячий, лапа зайца (чья) заячья.
Лапы белки – беличьи, нос белки – беличий, голова белки – беличья.
Иголки ежа – ежиные, глаз ежа – ежиный, нора ежа – ежиная.
Уши медведя – медвежьи, след медведя – медвежий, пасть медведя – медвежья.
Лапы волка – волчьи, нюх волка – волчий, добыча волка – волчья.
Усы лисы – лисьи, нос лисы – лисий, шерсть лисы – лисья.
Переключает слайд на экране появляется зайчонок, который улыбается и держит подарок – большую морковку.
– Какой подарок приготовил зайчонок?
– Зайчонку помогли.
– Куда же нам дальше? Произнесем волшебные слова:
Волшебный экран, помоги,
Нам дорогу укажи.
В. Переключает слайд на экране появляется медвежонок, который сидит и скучает
– Ой, Ребята, посмотрите, кто это?
– Как можно его назвать ласково?
– Что он делает?
– Мы можем ему помочь? Как?
– Предлагаю вместе с Мишуткой поиграть.
В. Переключает слайд на экране появляются семьи животных. Игра «Назови семью животных».
– Вы знаете, что животные в лесу живут не по одиночке, а дружными семьями. Мы их назовем и что медвежонок Деду Морозу приготовил узнаем.
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныши – зайчата.
Папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата.
Папа – медведь, мама – медведица, детёныши – медвежата.
Папа – лис, мама – лиса, детёныши – лисята.
Папа – волк, мама – волчица, детёныши – волчата.
Папа – бобёр, мама – бобриха, детёныши – бобрята.
В. Переключает слайд на экране появляется медвежонок, который сидит и держит бочонок с медом.
– Какой подарок приготовил медвежонок?
– Медвежонку помогли.
– Куда же нам дальше?
Произнесем волшебные слова:
Волшебный экран, помоги,
Нам дорогу укажи.
В. Переключает слайд на экране появляется лисёнок, который трет глазки.
– Ой, Ребята, посмотрите, кто это?
Лиса.
– Как мы можем назвать её ласково?
– Что она делает?
– Наверное, ей что-то в глаз попало.
– Мы можем ей помочь? Как?
– Предлагаю вместе с лисёнком сделать гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика «Однажды в лесу».
Как-то в зимнем лесу висела шишка у всех на виду
На веточке шишка висела и на всех глядела.
Лось сказал, что низко,
А зайчонок – высоко,
Белочка сказала – близко,
А ежонок – далеко.
– Мы лисенку помогли и увидели вдали, что за терем-теремок, он не низок, не высок. Да это же терем Деда Мороза.
В. Переключает слайд на экране появляется терем Деда Мороза.
Д/и «Подбери слово»
Терем (какой) красивый, деревянный, волшебный, сказочный, уютный, гостеприимный.
В тереме 12 разных комнат. Самая большая – это тронный зал (показ слайда). Прямо посередине стоит наряженная елка и резной трон. На троне Дед Мороз восседает, гостей встречает. Еще, ребята, есть у Деда Мороза «Комната важных дел» (показ слайда). Как вы думаете, почему она так называется? Дед Мороз читает там письма от детей и взрослых, готовит подарки. А вы знаете, кто ему в этом помогает?
Слушайте внимательно.
Д/и «Доскажи словечко»
Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аля и не Шурочка…
Ее зовут…
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот дуга, и нос морковка,
А два глаза угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это?
Еще в тереме Деда Мороза есть опочивальня – спальня (показ слайда). В спальне-опочивальне стоит кровать. Она большая, деревянная, резная. На ней большая и мягкая перина. В голове кровати – солнце красное, а в ногах – месяц ясный. На кровати подушки сложены пирамидкой, их ровно семь – на каждый день недели своя подушка. На стене висит зеркало. Но оно не простое, а волшебное. В нем Дед Мороз видит все свои владения.
Ой, что-то холодно стало. Не мешало бы нам согреться. Предлагаю вам ребята встать и друг другу спинки растереть, может тогда согреемся.
Взаимомассаж.
Смешной стих
И. Бурсов
Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
– Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
– Это вовсе не снежок –
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.
– Ребята, наше путешествие по терему Деда Мороза заканчивается. Заглянем в особую комнату: «Комнату желаний».
В. Переключает слайд на экране появляется вид «Комнаты желаний».
Давайте закроем глаза и, под звон хрустального колокольчика, загадаем желание.
– Все загадали?
– Я думаю, что все ваши желания обязательно сбудутся.
– А сейчас нам пора возвращаться в группу.
3 раза хлопнули,
4 раза топнули
2 раза покружились
И в группе очутились.
– Где мы сегодня побывали?
– Чем мы там занимались?
– Что помогло вам справиться с работой?
– Что нового и интересного вы сегодня узнали?
– А вы хотите поздравить Деда Мороза с Днем рождения?
Видеопривет от Деда Мороза. (звук наложен на видео)
«Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие друзья – девочки и мальчики! С пламенным приветом к вам российский Дед Мороз!
Очень рад возможности пообщаться с вами с помощью интернета. Хочу сказать вам большое, большое спасибо за сердце доброе и за помощь вашу моим друзьям!
Очень надеюсь, что общение с вами на этом не заканчивается, ведь общаться можно и через письма.
18 ноября, начинает работу почта Деда Мороза. Пишите мне о себе, о своих мечтах, обо всем, что только захотите! Я буду с нетерпением ждать ваших писем! Напишите?
Ну что ж, до скорой встречи! Искренне ваш – российский Дед Мороз!
– ДедМороз приготовил для вас еще один сюрприз конверты с его адресом. Напишите ему письмо, поздравьте с днем рождения, расскажите о себе, о своих мечтах. Вместе с родителями впишите на конверт свой адрес и отправьте его деду Морозу. И он вам обязательно ответит.
Звучит песня «Российский Дед Мороз».
Детям раздаются конверты с адресом Деда Мороза.