ВАЛЕНТИНА ШУРТИНА
Подарить ребенку радость творчества
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивайте инстинкт творчества с малых лет ребенка. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений.»
(Н. К. Рерих)
Детские рисунки можно встретить повсюду. Детские рисунки в наши дни - это рисунки современных передвижников.
Мы, взрослые, часто удивляемся детской способности, детской страсти к рисованию. Но есть ли у ребенка другой способ выразить себя лучше?Детей, особенно дошкольников, волнует абсолютно все, что их окружает; они откликаются на события с той непосредственностью, про которую говорят: детская.
Публикация «Подарить ребенку радость творчества» размещена в разделах
Внимание к детскому рисунку, восхищение им, изучение детского рисунка- это закономерный этап в потенциальном освоении бескрайней страны детства.
Сегодня детское творчество все больше и больше привлекает внимание исследователей, педагогов. Что есть творчество?Каждый ли ребенок от рождения творец или этому надо учить?Как помочь ребенку стать творцом?
Практика работы с детьми подтверждает идеи ученых:
• творчество- ведущее,развивающее начало и основа жизни ребенка; это живая энергия,которая не имеет ограничений для своих проявлений;
• творчеством можно и нужно зажечь.
Дело в том,что в изобразительном творчестве изолированное проявление способностей невозможно. Поэтому в оценке детского творчества важно отличать элементы,характерные для данного психологического возраста,от индивидуальных особенностей ребенка.
Рисунок может быть статическим или полным ритма и движения;богатым или обедненным;форма может преобладать над цветом или цвет над формой;рисунок может быть цельным или фрагментарным,скучным или оригинальным и т. п.
Эти качества рисунка говорят о личности ребенка как художника. С другой стороны,то,как изображены люди,способ изображения пространства типичны для целой возрастной группы,которая может совпадать или не совпадать с хронологическим возрастом ребенка.
Взрослый не должен вмешиваться в те стороны творчества ребенка,которые характерны для его возраста. Вмешательство уместно только в том случае,если ребенок находиться на грани постижения нового уровня творчества и ему требуется лишь минимальная поддержка,чтобы сделать следующий шаг.
С другой стороны,взрослый должен постараться как можно больше уделить внимание жизненной силе,живости,оригинальности работы.
В трудах пионеров современного художественного обучения мы находим уникальные методы развития детского творчества.
Виктор Лоуэнфельд наглядно описывал взаимосвязь жизненной силы творчества ребенка с его воображением и чувством собственного «я».Он умело использовал творчество для укрепления самосознания детей (включая и больных детей).Помогая детям ощутить,кто они,где находяться и что они могут,он тем самым помогал им создать прекрасные художественные работы.
Флоренс Кейн одной из первых разработала методы преодоления зажатости и стереотипности путем создания ситуаций,которые целенаправленно исключали возможность сознательного планирования.
Во время рисования она поощряла движение всем телом,вживание в образ,концентрацию на воспоминаниях и собственном опыте.
Эти подходы,ведущие к углублению самосознания личности,оказались особенно полезны в работе с детьми,которые зациклены на собственных переживаниях,настроении,конфликтах,слишком замкнуты в своем частном мире и поэтому не обращают внимания на внешний мир,на внешние впечатления и влияния.
Кроме того,новые знания и методы позволяют сделать процесс художественнного обучения гораздо более гибким,чем оно было раньше.
Очень маленькие дети исследуют материальный мир физическим контактом. Для них знакомство со многими материалами очень ценно. Примерно с 5-6 лет дети учаться символически самовыражаться с помощью художественных материалов. Эта способность лучше всего развивается при работе с основными материалами бумагой,карандашами,краской и глиной. Это не значит,что других материалов следует избегать. Но они должны быть редкими событиями,доставляя сюрпризность и радость. Другие материалы никогда не должны заменять основные,которые из-за того,что они просты и знакомы,предъявляют наибольшее требование к художественной инициативе и изобразительности ребенка рисунки современных передвижников.
Мы часто удивляемся детской страсти к рисованию!Но есть ли у ребенка другой способ выразить себя лучше?
Детей,особенно дошкольников,волнует абсолютно все,что их окружает; они откликаются на события с той непосредственностью про которую говорят:детская.
Внимание к детскому рисунку,восхищение им,изучение детского рисунка- это закономерный этап в потенциальном освоении бескрайней страны детства.
Если в процессе творчества мы позволим малышам вдоволь наслаждаться свободными линиями,мазками,кругами и будем все время «провоцировать» их к предметному изображению; если игровые занятия с красками и другими материалами начнется со взламывания запретов — пачканья, «пустой траты» материалов,то к 3-4 годам ребенок будет создавать случайные формы,а к 5-7 годам от случайных форм через проекцию скрытых фантазий с помощью сознательного усилия мы поможем ребенку перейти к сюжетной картине.
Нужно просить детей чаще рисовать самих себя,занимающихся привычным делом. Можно получить замечательные сюжетные картинки- пособия,полезные в работе с детьми. Попробуйте (как это делал Виктор Лоунэнфельд) продемонстрировать детям рисунок их сверстника,который изобразил себя,тянущегося к яблоку на ветке или тянущего удочку с рыбой!И городские дети многие из которых знают яблоки,рыбу только по магазинным полкам,завтра же нарисуют вам картины,где они (или их близкие,друзья) выполняют подобные действия.
Именно в этих картинах просматривается оригинальность и жизненная сила,что отсутствует в работах,сделанных более традиционными методами.
Как разбудить напитать творческий дух ребенка?
Здесь неизбежно мы сталкиваемся с проблемой: нам трудно бывает выделить особенности детских рисунков и строгую последовательность их возрастного развития в среде, где развито традиционное искусство. Наивный художественный стиль народного искусства делает его легко доступным для ребенка. В такой среде ребенок с малых лет начинает умело копировать работу взрослых. А это значит,что в его рисунках практически невозможно увидеть признаки именно детского творчества.
Бывает и наоборот,когда на фоне установившейся художественной традиции развитого искусства детское творчество не замечается нами, взрослыми, или подавляется.
Работая с дошкольниками, мы основываем свою программу на методах, разработанных в свое время выдающимися педагогами для художественного обучения и в то же время «подстраивая» эти методы под конкретные нужды ребенка.
Самым важным для нас взрослых должно стать осознание того, что детское творчество развивается в четкой, предсказуемой последовательности. Линии и формы, изображение человеческой фигуры, объектов и пространства развиваются согласно неким общим для всех детей законом, которые нельзя нарушать.
Это открытие помогло нам сделать процесс творчества свободным : освободить детей от непосильной задачи изображать мир согласно взрослым представлениям.
Кроме того, мы редко задумываемся над тем, что именно в изобразительном искусстве, в отличие от других форм искусства, стиль, уровень развития и индивидуальность наиболее взаимосвязаны и взаимообусловлены (в театральном искусстве, в музыкальном творчестве эта связь не настолько обязательна).